Без преувеличения все события в нашем списке стали в некотором смысле возможны благодаря Сэру Тимоти Джон Бернерс-Ли, который в 1990 году наладил коммуникацию между HTTP клиентом и сервером. Но благодаря широкому распространению широкополосной сети в двухтысячных, дело стало продвигаться семимильными шагами. По существу интернет и интерактивность полностью переделали полувековые отношения бренд/медиа/потребитель: пассивное стало активным, монолог трасформировался в диалог, а выбор сменил монополию. Раньше все было медленно. А благодаря дешевой и повсеместной широкополосной сети потребитель неожиданно получил быстрый доступ к практически бесконечному источнику развлечений и информации, включая возможность скачивать музыку, ТВ шоу и фильмы. Обмен видео стал быстрым, легким и доступным. Контент стал королем, когда вирусы (возможные только при быстром соединении) показали, что пассивные потребители стали активными и эффективными вещателями. Рекламный мир по большей части пытался идти в ногу со временем и старался успеть за стремительными изменениями в сети: с трудом сбрасывая со счетов старые методы и средства, агентства медленно и с переменным успехом начали перестраиваться с учетом новых медиа и экспериментировать с интерактивными кампаниями, интегрированными отделами и так далее. Продакшены скрещивались и модифицировались, впервые озадаченные их ролью и назначением. Цифровые компании и студии ринулись в бой, так как технологии позволили сделать онлайновое видео богаче и кинематографичнее.
Не случайно Швеция с ее самой быстрой связью в мире и глубочайшим проникновением сети во все сферы жизни, делает лучшие в мире интерактивные кампании. И это только верхушка айсберга. Прогресс продолжается в направлении, которое нам даже трудно вообразить себе.
Забастовка Гильдии киноактеров США (2000)
В мае 2000 года напряжение достигло наивысшей точки, когда Гильдия Актеров США наконец осуществила свои угрозы и объявила забастовку. Среди прочих главной причиной разногласий стали авторские гонорары актеров. В своей просьбе повысить оплату труда актеров, поступок Гильдии возымел длительный и вероятно непреднамеренный эффект: он открыл возможности использования услуг международных кинокомпаний. Продюсеры обнаружили, что стоимость контрактов и выгодные курсы обмена валют в других странах — это просто бальзам на душу по сравнению с проблемами в США. Канада, часто называемая в те времена «сбежавшим продакшеном» (звучит старомодно сейчас, не так ли?), стала первым благодетелем американской кино индустрии. Сейчас, спустя 10 лет, весь мировой продакшен без преувеличения находится в руках продюсеров. Вас наверное удивляет, почему Гильдия, которая затевает забастовки по истечению любых контрактов, предусмотрительно не учла того факта, что продюсеры очень трудолюбивы и искусны, они будут продолжать делать свое дело и с вашей помощью или без вас, но они найдут способ облегчить свой труд.
9/11 (2001)
События 11 сентября 2001 года, перевернувшие весь мир, навсегда останутся одним из самых больших злодеяний, особенно для североамериканцев. К слову сказать, изменения, которые последовали после этих решающих событий в индустрии рекламы, меркнут по сравнению с изменениями общемирового масштаба. Не несомненно одно: когда меняется душа и психика целой нации, коммуникации безусловно меняются.
Время лечит, но непрекращающиеся две войны тяжелым наследием тех событий напоминают нам, что даже спустя более 8 лет использовать в рекламных целях образ самого ужасного нападения на мирных американцев не допустимо (вы знаете о ком речь). И честно говоря невозможно предположить, что это будет когда-либо возможно.
Крах Propaganda Films (2001)
Propaganda Films совместно с дочерней компанией Satellite была одним из самых влиятельных продакшенов последней четверти 20 века. Основанная в 1986 году Steve Golin и Joni Sighvatsson, компания выпустила в свет таких прославленных режиссеров, как David Fincher, Spike Jonze, Michel Gondry, Brian Beletic, Tom Kuntz, Mike Maguire и таких кино тяжеловесов, как Michael Bay, Gore Verbinski, Antoine Fuqua и Alex Proyas. В 90-е компания снимала львиную долю американских музыкальных клипов и рекламных роликов, а также сняла такие фильмы как «Калифорния», «Дикие сердцем», «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация». Поэтому, когда 8 ноября 2001 года Propaganda Films закрыла свои двери, это вызвало такой шок и разочарование. Это событие и сопутствующие ему последствия определили уровень продакшена последних девяти лет. Golin успел покинуть корабль еще до того, как тот затонул, и основал в 2000 Anonymous Content. Диаспора гениальных режиссеров и продюсеров подарила нам два самых мощных продакшена десятилетия: MJZ и Smuggler. В Великобритании филиал Propaganda Films превратился в Independent Films. Потеря, вскоре после трагедии 9/11, такого монстра индустрии, как Propaganda Films, очень всех встревожила и дестабилизировала. Оглядываясь на прошлое, понимаешь, что крах Propaganda Films был одним из ключевых моментов, оказавших влияние на развитие рынка продакшена, таким каким мы его знаем.
Cannes создали Titanium Lion (2005)
До BMW Films все было очень просто. Реклама, согласно категориям, раскладывалась по аккуратненьким маленьким коробочкам, набор и состав которых очень мало менялся за полувековую историю Каннского фестиваля рекламы. Без сомнения, инновации были, но они были такими маленькими и странными, что их вполне можно было проигнорировать. BMW Films оказался культурным феноменом, имевшим головокружительный творческий успех и революционные финансовые затраты. Этого Канны уже не могли проигнорировать. Немного с опозданием, но они создали Титановых Львов в 2005 году и вручили их продолжению BMW Films.
С тех пор победителями становились и различные приспособления (Uniqlock), и игры (BK Games), и общественные движения (Tap Project) и совсем недавно президентская кампания Обамы. Но всех их объединяет то, что они символизируют глубочайшее и всеобъемлющее разнообразие и возможность дальнейшего развития рекламной индустрии.
Запуск Facebook (2005)
С 90-х годов онлайновые коммуникации эволюционировали из простых чатов до уровня социальных сетей, которые позволили пользователям находить бывших одноклассников и друзей по интересам. В 2005 году MySpace с его блогами и возможностью обмениваться музыкой доминировал в сети. В этом же году Facebook вырвался за рамки студенческого коммьюнити и в мгновение ока стал Майклом Джорданом социальных сетей.
Изначально Facebook привлек к себе внимание приложениями, создаваемыми пользователями. Сегодня настоящая сила и власть крупнейшей социальной сети в мире — это портативность и способность вовлекать массы. Facebook Connect позволяет пользователям постоянно регистрироваться и перемещать свой профиль на любой сайт, что многими экспертами расценивается, как окончание эпохи анонимности в интернете. В то же время, Facebook часто оказывается в центре дебатов, касающихся онлайн приватности.
Совместная Facebook и CNN прямая онлайновая трансляция инаугурации Барака Обамы, с возможностью в реальном времени комментировать происходящее, стала симбиозом «старых» и «новых» средств массовой информации. Опыт повторили с похоронами Майкла Джексона.
Если участия социальной сети в освещении главных мировых событий самого по себе не достаточно для признания значимости Facebook, то Голливуд окончательно определит статус сети в 2010. Режиссером биографического фильма «The Social Network» выступит сам Дэвид Финчер, а в одной из ролей снимется Джастин Тимберлейк. К счастью, правдоподобности ради, он сыграет не Марка Цукерберга.
YouTube: Broadcast yourself (2005)
Трудно поверить в то, что проекту YouTube всего 4 года. За такой короткий срок видео-хостинг настолько распространился, его подрывное влияние оказалось таким сильным, а его слоган «Broadcast Yourself» так изменил поведение людей, что уже трудно представить, какой была жизнь до него. Нет, серьезно. Как вы «убивали» свое рабочее время до 2005? YouTube одержал множество побед: он реализовал идею человеческих возможностей, дав каждому владеющему IP адресом возможность выразить свои идеи, мысли и творческие возможности на открытой платформе. Но он также стал причиной необратимых разрушений: если появление видео убило радио звезд, тогда YouTube отомстил за их смерть, став центром нелегального распространения авторского видео. В мире рекламы YouTube стал мерой успеха онлайновых видео и катализатором полюбившихся всеми пародийных роликов Cadbury «Gorilla», Cadbury «Eyebrows», Evian «Roller Babies» и Dove «Evolution», оказавших огромное влияние на всю индустрию рекламы.
Все это приводит к выводу о том, что YouTube — это основная социальная база данных (Twitter уже наступает ему на пятки), и если данные видео-хостинга верны, то можно с уверенностью утверждать, что весь интернет-мир любит две вещи: котят и милых малышей.
Крах музыкальной индустрии
Помните, как с появлением кассет музыкальная индустрия обеспокоилась тем, как просто стало переписывать песни? Что-то вроде цунами обрушилось на них, когда в конце 90-х появились музыкальные сайты вроде Napster. А теперь все вместе: Музыкальная индустрия мертва, да здравствует музыкальная индустрия! Цифровая революция принесла колоссальные падения доходов от физических продаж: в 2007 году платные скачивания вытеснили все другие формы приобретения музыки, а музыкальные сайты, такие как Spotify, стали главными центрами продаж. Все эти изменения означают, что индустрия, некогда сама создавшая себе бизнес-модель, теперь вынуждена довольствоваться меньшими доходами. Это в свою очередь, повлияло на продакшен: меньше денег, значит меньше бюджет на клипы. Это заставило многие крупные продакшены отказаться от съемки видеоклипов, или начать сотрудничество с более мелкими продакшенами, специализирующимися только на съемке клипов.
Для рекламных агентств самым интересным результатом всего происходящего в музыкальной индустрии стало то, что теперь уже не артист продает бренд, а наоборот. Снимаясь в рекламе, музыканты нашли альтернативную возможность промотировать свою музыку и зарабатывать деньги. И в отличие от MC Hammer в рекламе Taco Bell в 80-х, результат такого сотрудничества уже не вызвает смущение и насмешку. Посмотрите, например, Баннерные Концерты Axion от бельгийского агентства Boondoggle.
Выпуск iPhone (2007)
Ничто не сделало так много для сближения мобильных компьютерных технологий с господствующей реальностью, как представление в 2007 iPhone, который одним махом навсегда изменил мобильные привычки миллионов людей. Исследование Nielsen, проведенное в июне этого года, показало, что пользователи iPhone больше бродят по сети, смотрят больше контента, пользуются сервисами и загружают больше приложений, чем все остальные группы мобильных пользователей.
Хотя сам по себе iPhone — это не более, чем сочетание возможных технических новшеств, элегантный дизайн Apple и простота использования вывели смартфон из бизнес сектора в широкие массы, достигнут к концу 2009 года уровня продаж в 78 млн экземпляров.
GPS, акселерометр и дополненная реальность открыли новые возможности обращения брендов к своим потребителям в зависимости от времени и места их нахождения. Все это подтолкнуло рекламодателей к осознанию необходимости быть полезным, а также иметь возможность развлечь своих потребителей, предоставляя им мобильные игры, своевременную информацию, выход в социальные сети. Успех iPhone подтолкнул других мобильных производителей к разработке аналогичных устроств, самым заметным из которых стал Motorola Droid.
Рынок мобильных приложений отметил в этом году один миллиард скачиваний (при 100 000 возможных предложений), предоставив брендам новый способ общения с потребителями. После запуска в скором будущем стримингового ТВ и системы оплаты мобильной связи стоит ожидать еще большего сближения и еще большего потока инвестиций. Поистине мобильная революция.
Экономика плавится, снова (2008)
Двухтысячные с отвратительной периодичностью подвергались различного рода кризисам: доткомовский прорыв, финансовый кризис, и рекламная индустрия, являющаяся сердцем капитализма, потерпела сокрушительный удар. Самый страшный из них произошел в 2008 году, после банкротства Lehman Brothers. С невероятной скоростью он привел к падению бюджетов, росту числа финансовых консультантов и безопасного креатива. В 2009 году закрылись Cliff Freeman & Partners и BBDO, Detroit. Но экономический кризис заставил переосмыслить рекламную «пищевую цепочку». На протяжении полувека кампании конкурировали за право занять место в несокрушимой цепочке Клиент-Агентство-Продакшен-Постпродакшен, в то время как цифровые компании были доступны всем. Экономический спад заставил по-другому взглянуть на коэффициент окупаемости инвестиций: рекламодатели сместили бюджеты в сторону цифровых технологий, агентства стали инвестировать в новые медиа, чтобы компенсировать риски продакшен-компании модифицировались в цифровые, традиционные студии, не желая меняться, уступили аккаунты дизайн студиям, а прогрессивные агентства расцвели на интегрированности. Сочетание низких бюджетов, недорогого технического обеспечения (Canon 5D/7D, Red, программы редактирования) и бесплатных каналов трансляции свершили революцию в сфере продакшена, понизив барьер для доступа в индустрию нового поколения режиссеров и фильммейкеров. в самом деле, голь на выдумки хитра.