Создать идеальный самолет, пожалуй, невозможно. Взлет и посадка, маневры и полет на разных скоростях - у каждого этапа свои, часто взаимоисключающие, требования к конструкции аппарата. К примеру, для взлета и посадки лучше иметь широкое, перпендикулярное оси крыло, а для быстрого полета - крыло небольшой площади и прижатое к фюзеляжу.
Впрочем, все это вовсе не останавливает конструкторов и инженеров. Известен, например, подход с изменяемой стреловидностью крыла, позволяющей гибко оптимизировать его характеристики для той или иной ситуации. Однако концепт SBiDir-FW, работа над которым идет при поддержке NASA, предлагает нечто совершенно иное.
Речь идет о «крыле для двунаправленного сверхзвукового полета» (Supersonic Bi-Directional Flying Wing): вместо перестроения крыла, сам летательный аппарат, переходя к сверхзвуковому полету, разворачивается на 90 градусов. Двигатели сохраняют ориентацию неизменной, однако сам самолет поворачивается так, что его укороченные нос и хвост становятся крылом, а длинное крыло - носом и хвостом. При замедлении со сверхзвука вращение идет в обратном направлении. Этот разворот обеспечивается закрылками и не требует каких-либо дополнительных двигателей.
По предварительным оценкам авторов, такой неожиданный подход позволит создать самолет весьма впечатляющих характеристик. Максимальная скорость 70-местного пассажирского лайнера может составить от 1,6 до 2 Маха (свыше 2 тыс. км/ч), а переход к сверхзвуку не будет сопровождаться звуковым ударом - грохотом, из-за которого гражданская сверхзвуковая авиация пока что с трудом пробивает себе дорогу в небо над мегаполисами мира.
Команда разработчиков SBiDir-FW пока что получила от NASA осторожный грант на 100 тыс. долларов, однако этого должно хватить до доведения идеи до стадии аэродинамических испытаний. Если с этим они справятся, то в NASA обещают впятеро увеличить финансирование на следующий этап разработки.