Tiger II Ausf. B "Konigstiger" / VK4503(H) был самым мощным боевым танком Второй Мировой Войны. До конца войны Союзники так и не смогли противопоставить ему адекватную машину.
Планирование разработки Tiger II началось ещё в мае 1941 года, за год до того как началось производство Tiger I. Осенью 1942 - в январе 1943 года начал разрабатываться новый тяжёлый танк, который должен был придти на смену Tiger I. И снова заказ на разработку прототипов получили Henschel и Porsche. Porsche создал два проекта танка, основанных на предыдущем прототипе VK4501(P), которые получили обозначение VK4502(P). Первый прототип Typ 180 (Turm Vorne) A/B имел башню, установленную по центру, тогда как второй, Typ 181 (Turm Hinten) A/B/C, имел башню, установленную в задней части корпуса, и двигатель, расположенный по центру (та же схема, которая применена в современном основном боевом Израильском танке Merkava).
Оба прототипа основывались на одном и том же шасси и корпусе прототипа VK4501(P). С него же были взяты бензино-электрическая силовая установка и другие агрегаты. Оба прототипа были практически одинаковы за исключением расположения башни и некоторых механических компонентов. Только деревянные макеты прототипов были изготовлены.
Henschel разработал свой прототип гораздо быстрее (так как в нём применено много компонентов от Panzer V Panther и Panther II), и был принят в производство. VK4503(H) совершенно отличался от Tiger I и был, скорее, похож на увеличенный Panther, тем более, что он использовал много его компонентов. 20 октября 1943 года деревянный макет Tiger II был представлен Адольфу Гитлеру в городке Arys на Востоке Пруссии.
Описание:
Подготовка к производству началась на заводе Henschel в Касселе (Kassel) началась в декабре 1943 года. Было собрано 3 полноценных прототипа, и в январе 1944 года началось серийное производства. Первые 50 "Королевских Тигров" были оснащены башней по проекту Porsche, а все последующие - башнями по проекту Henschel, которые изготавливал Krupp. Башня Porsche первоначально предназначалась им для своего прототипа VK4502(P). Этот прототип не был принят, но башня была удачной, и её адаптировали к Tiger II Henschel. В башню Porsche устанавливалось монолитное 88мм.орудие, тогда как Henschel устанавливал в свою башню 88мм. орудие, состоящие из двух частей. Башня Porsche имела изогнутую орудийную манжету, которая оказалась ловушкой для в лоб пущенного снаряда, направляя его прямиком в стык между башней и корпусом. В связи с этим Henschel получил задание разработать новую башню, которая стала бы стандартной для всех последующих моделей Tiger II. Башня Henschel получила откидывающуюся командирскую башенку взамен барабанообразной на башне Porsche и орудийную манжету "Saukopf". Башня Henschel также была известна как башня Krupp (по месту производства) - Serien Turm. Башня Porsche весила на 500кг. меньше башни Henschel. Башня могла поворачиваться вокруг своей оси за 19 - 77 секунд, в зависимости от оборотов двигателя, который снабжал энергией электромоторы башни (при 2000 оборотах в минуту - полный оборот башни осуществлялся за 19 сек).
Tiger II вооружался очень точным длинноствольным 88мм. орудием длинной 71 калибр с максимальной эффективной дальностью стрельбы 10км и тремя пулемётами MG34/42. Tiger II мог подбить танки Sherman, Cromwell и T-34/85 с расстояния 3500 метров. Экипаж из пяти человек был защищён толстыми наклонными бронеплитами, что делало танк очень трудной мишенью. Только несколько орудий того времени могли уничтожить Tiger II на близкой дистанции. На сегодня не найдено ни одного документа или фотографии, говорящей что передняя бронепанель башни Tiger II когда либо была пробита в боевых условиях. Правда, этому танку несколько не хватало мобильности и у него был очень высокий расход топлива из-за его большого веса (соотношение мощность/вес). Повышенный расход топлива стал большой проблемой (Tiger II расходовал 500 литров бензина на 100 км пробега) из-за трудностей снабжения. Также Tiger II постоянно требовал обслуживания. В 1944 году Krupp предложил перевооружить все Tiger II 105мм. орудиями KwK L/68, но это никогда не было реализовано. Германское сравнение Tiger II с новыми на то время советскими Т-34/85 и ИС-2 (122мм. орудие) от 23 марта 1944 года сделало вывод, что Tiger II гораздо превосходит эти танки по боевым характеристикам. Производство Tiger II началось в декабре 1943 и закончилось в марте 1945 года. Из 1500 заказанных, всего было выпущено 489 серийных машины (серии 420500, 420530,420590 и 420680) и 3 прототипа (V1, V2 и V3). Из 489 танков, 150 вошли в состав танковых частей SS. Массивный Tiger II, как и Tiger I навсегда останутся символами страшных танковых формирований Германии во Второй Мировой Войне.