Вминувшие выходные на Красной Поляне состоялся торжественный финиш третьего по счету ралли-рейда «Шелковый путь». Гонка оказалась богатой на сюрпризы и даже скандалы, и, в этом году была особенно интересной – едва ли не каждый этап соревнований выигрывали разные пилоты!
В этом году на старт «Шелкового пути» заявились почти полторы сотни экипажей – в два раза больше чем в 2010-м. Особенно порадовал возросший интерес к гонке со стороны иностранных гонщиков: в Россию приехали экипажи из Китая, Египта и даже из далекой Колумбии. Сменилась точка старта – ее переместили из Петербурга в Москву.
Однако маршрут частично был проложен через те же города, что и в прошлом году, и, казалось бы, никаких неожиданностей для пилотов не представлял. Но как часто говорят сами участники, на гонке может произойти все, что угодно. Так оно и получилось.
За несколько месяцев до старта стало известно, что гонка 2011 года пройдет летом. Уж больно холодными показались участникам первые два дня «Шелкового пути – 2010». Потом звезда команды «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин объявил, что уходит из спорта, и займется организационной работой, а заодно тренировкой молодежи. Другая легенда ралли-рейдов – голландец Жерар де Рой – также отказался принимать участие в гонке: его травмированная еще в 2009 году спина до сих пор не восстановилась. Команда Volkswagen заявила, что не приедет не только на «Шелковый путь», но и вообще закроет свою ралли-рейдовую программу.
И только после того как стало известно, что на старт выйдет главный конкурент VW – X-Raid Team – да еще с такой звездой как девятикратный победитель «Дакара» Стефан Петрансель; что честь «КАМАЗов» будут защищать двухкратный победитель «Дакара» и победитель «Шелкового пути – 2009» Фирдаус Кабиров, и молодая звезда челнинской команды Эдуард Николаев – стало понятно, что на очередном «Шелковом пути» будет на что посмотреть. Порадовало и количество российских экипажей: Александр Мироненко, Борис Гадасин, Александр Желудов, Илья Кузнецов, чье имя после облетевшего все телеканалы видеоролика со случайно снятой аварией в прошлом году узнали даже те, кто никогда не интересовался автоспортом.
Старт был дан 9 июля на Красной площади. Впереди гонщиков ждали почти 2500 километров спецучастков. И до финиша добрались далеко не все.
После помпезного подиума на Красной площади машины двинулись в сторону Липецка. Почти 250 километров дорожной секции – и еще один пышный старт, уже на Куликовом поле в Тульской области. Первый спецучасток…
В этот день природа распорядилась так, что ралли-рейд превратился в трофи-рейд. 310 «боевых» километров по размытому чернозему, дождь стеной – настолько сильный, что гонщикам приходилось останавливаться, потому что видимость ограничивалась капотом машины. И первым на финиш приехал Александр Желудов на Nissan Frontier. Ему удалось обойти Кшиштофа Холовщица из команды X-Raid, у которого из-за забитого травой радиатора начал греться автомобиль, и который буквально вырвал второе место у Богдана Новицкого. А легендарный Стефан Петрансель на новейшем прототипе MINI, на первом же СУ потерял два с половиной часа (!) из-за проблем с электроникой.
Зато в грузовом зачете обошлось без неожиданностей. Пьедестал оккупировали «КАМАЗы» – Эдуард Николаев, Фирдаус Кабиров и Артур Ардавичус. Хансу Стейси на IVECO в тот день пришлось час провозиться из-за возгорания заднего колеса.
Следующий день тоже не дал пилотам расслабиться: 850 километров до Волгограда из которых 484 километра пошли в зачет. Здесь появились первые пески, не обошлось без бродов и скоростных участков. На этот раз технические проблемы возникли у Александра Желудова, а Стефану Петранселю, чью машину отремонтировали лишь перед стартом, удалось показать лучшее время на этапе. Кристиан Лавьей на багги неожиданно вышел на третье место в общем зачете, опередив экипаж Александра Мироненко и Сергея Лебедева на BMW X3.
Из-за проблем с машиной в тот день пришлось сойти с дистанции Борису Гадасину. Эдуарду Николаеву, главному юниору «КАМАЗа» тоже не повезло: на его грузовике не выдержал компрессор, и новый пришлось почти сутки ждать из Набережных Челнов. Когда же машину отремонтировали, продолжить гонку, пусть и вне зачета, Николаеву не разрешили. В итоге, лидером гонки в грузовом зачете стал Фирдаус Кабиров, на второе место вышел еще один молодой пилот «КАМАЗ-Мастера» Андрей Каргинов, которому удалось опередить чеха Алеса Лопрайса на «Татре».
Это на «Дакаре» первые два этапа, по словам гонщиков, обычно довольно легкие – чтобы успеть вкатиться в гонку. Но «Шелковый путь – 2011» для многих стал совсем не «шелковым». Впереди участников ждал переезд в Астрахань, и еще 400 с лишним километров спецучастка. Кшиштоф Холовщиц обогнал на трассе Петранселя, который после собственной ошибки «посадил» машину на верблюжью колючку, после чего ему пришлось взять в руки лопату.
В грузовом зачете первым пришел Айрат Мардеев, чей штурман не допустил ни одной серьезной ошибки. А вот чеху Алесу Лопрайсу невнимательность его штурмана стоила победы на этапе – экипаж заблудился незадолго до финиша СУ, и, потеряв почти полчаса, приехал уже после Кабирова и Стейси.
На следующий день была запланирована «кольцевая» гонка со стартом и финишем в Астрахани. Журналисты, которые до сих пор перебирались с бивуака на бивуак на самолетах, всеми правдами и неправдами старались выбить себе место у тех, кто на колесах. Ранний подъем, полчаса по «направлению» вместо дороги на обычном кроссовере, и вот я с коллегами с канала «Автоплюс» на первой точке для съемки, недалеко от старта.
Пейзаж ничем не примечательный – кругом колючки, длинная прямая, затем дорога расходится в две стороны. По маршруту трасса резко уходит влево. Проезжает Холовщиц, затем Петрансель, следом едет экипаж Александра Мироненко и… неожиданно сворачивает направо. Поняв свою ошибку, пилот разворачивается и через овраг возвращается на маршрут. Некоторым журналистам пришлось буквально выпрыгивать из-под колес его BMW. Что интересно, такую же ошибку сделали почти все гонщики, кто участвовал в ралли в прошлом году: позже выяснилось, что в год назад «легенда» этапа вела в другую сторону.
После пары сотен кадров и десятков минут видео отправляемся на следующую точку. Наконец-то своими глазами удалось увидеть пески, а самое главное, посмотреть, как справляются с ними участники. Первым едет Петрансель, следом – Холовщиц. И совсем маленькая ошибка при проезде через дюну стоила ему нескольких минут потерянного времени: его X3 повис на песчаном гребне! Спасли ситуацию только подбежавшие журналисты, после чего поляк отправился догонять француза. В итоге, на 400 километров допа только у Петранселя ушло почти 6 часов. Холовщиц финишировал вторым, и если бы не помощь журналистов на 275 километре трассы, то Александр Желудов точно его бы обошел – отставание россиянина составило всего 20 секунд.
В грузовом зачете удача наконец улыбнулась Лопрайсу: он «привез» Кабирову и Каргинову из команды «КАМАЗ-Мастер» 14 и 18 минут соответственно, и вышел на третье место, подвинув Ханса Стейси, у которого возникли технические неполадки.
А тем временем организаторы гонки все больше закручивали гайки. На отрезке Астрахань-Ставрополь экипажам предстояло преодолеть 689-километровый спецучасток, однако по просьбам участников, после тяжелейших предыдущих этапов, доп сократили на 68 километров. Холовщиц, Петрансель и Желудов сражались на равных: у всех троих на трассе возникли проблемы, но поляку повезло больше всех и он одержал очередную победу, опередив Петранселя. А вот Александр Желудов из-за проблем с GPS потерял 37 минут, и почти полностью потерял шансы отобрать второе место у Петранселя. В грузовом зачете обошлось без особых происшествий: Кабиров укрепил свое лидерство, на 52 минуты опережая Лопрайса.
На этапе в Майкопе всех удивил Владимир Васильев из команды G-Force, который стартова в середине третьего десятка, но к финишу сумел добраться первым! Правда, на итоговом раскладе это мало отразилось – пилот закончил гонку на 37 месте.
Трагично мог закончиться день для Александра Мироненко: его автомобиль занесло в повороте и передние колеса зависли над обрывом. «Татра» Лопрайса проехала мимо, не остановилось и французское багги… Помог только Фирдаус Кабиров, который вернул BMW на трассу.
Впереди оставался один доп, который гонщикам нужно было просто проехать – без лишнего риска. Всего 16 километров по красивейшим местам реки Шахэ на итоговый зачет уже не влияли: Холовщиц и Кабиров становились победителями «Шелкового пути – 2011», и каждый из них, наверное, уже чувствовал вкус призового шампанского на языке, а фотографы и операторы предвкушали красивые кадры проезда машин по горной реке.
Так мы все думали ровно до восьми часов вечера пятницы. На традиционном вечернем брифинге для участников выяснилось, что последний этап отменен: по данным открывающего экипажа, из-за дождей уровень воды в горной реке оказался слишком высоким. Поэтому расстояние до Сочи всем нужно было преодолеть по дорожной связке. После чего прозвучала еще одна «новость» – на предыдущем перегоне организаторы заметили, что некоторые участники гонки и журналисты превышают скорость. Имен никто не называл, зато было объявлено наказание: штраф в 1000 евро, а для гонщиков час пенализации. Получите , распишитесь.
И только ближе к ночи выяснилось, что этот самый штрафной час получил… Фирдаус Кабиров. А это значит, что победителем гонки в грузовом зачете автоматически стал Алес Лопрайс. Более чем неожиданный финал этой неожиданной гонки.
Но если отвлечься то странного судейского решения, то последний день оказался очень насыщенным на приятные события. Переезд в Сочи, финишный подиум, сотни людей, не выпускающих из рук мобильники и фотоаппараты, автографы. Торжественный ужин и традиционные фотосессии. И ощущение, что «Шелковый путь» уже действительно может претендовать на звание русского «Дакара».