Компания BMW специально выбрала для дебюта нового байка трассу Монца, подчеркивая тем самым, что эта презентация имеет большое значение для создателей нового мотоцикла. Однако дебют удался не только из-за выбранной трассы, но и из-за самого дебютанта - ошеломляющего BMW S1000RR.
Все знают, что многие компании - производители при создании новой модели пользуются услугами внешних разработчиков рам, дизайна, двигателей, других деталей. Для компания BMW этот путь не подошел, поэтому все этапы создания нового байка велись своими силами, без привлечения сторонних производителей.
Как признаются представители BMW, разработкой S1000RR компания занималась четыре года, несмотря на то, что первые фото мотоцикла можно было увидеть всего два года назад. В чем причина такого долгого срока? В том, что компания раньше не занималась подобными проектами, и все нужно было делать «с нуля», причем, делать не хуже, чем у конкурентов. Результат на лицо - потрясающий мотоцикл, техническое оснащение которого даже превосходит мотоциклы конкурентов. На сегодняшний день в создании гоночных мотоциклов существует стандарт - алюминиевая рама и четырехтактный рядный двигатель. Компания BMW при разработке новинки решила не нарушать традиции и стандарты, тем не менее, производители стремились создать мотоцикл, уникальный в своем роде. Получилось это или нет, покажет время. А пока можно опереться на предварительные оценки, которые свидетельствуют, что этот мотоцикл BMW S1000RR действительно отличается от других байков своего класса - создание рядной четверки осуществлено с применением технологий, используемых компанией на Formula 1
И кто знает, может быть, именно эти технологии позволили сделать мотоцикл настолько мощным - до 193 лошадиных сил при 13000 оборотах в минуту и 112 Нм при 9759 об/мин. Однако этот мотоцикл подойдет и для ежедневного использования благодаря интуитивному управлению и другим показателям.
Эргономика водительского места позволит комфортно чувствовать себя за рулем любому водителю, независимо от его роста.
Кроме того, мотоцикл обладает отличной стабильностью на дороге, высокой мощностью, а при установленной системе трекшн-контроля и ABS - и достаточным уровнем пассивной безопасности.
Компания BMW находится в первых рядах тех производителей, которые решили устанавливать на свои байки систему ABS, а сегодня мотоциклы BMW могут оснащаться системой трекшн-контроля и ABS уже на заводе. Бытует мнение, что эта система - абсолютно ненужная вещь на гоночных мотоциклах, более того, ABS будет мешать водителю в управлении мотоциклом. В связи с этим компания решила немного изменить систему трекшн-контроля, в состав которой входит ABS, создав усовершенствованные настройки, регулирующие, насколько система ABS будет вмешиваться в процесс управления байком при том или ином режиме езды. Например, режимы Race или Slick будут отличаться от режимов Rain или Sport более поздним включением системы ABS в работу, что позволит пилоту чувствовать себя свободнее при управлении мотоциклом. Такие же условия касаются и работы системы трекшн-контроля, которая будет зависеть от выбранного режима.
При создании мотоцикла производитель достаточно большое внимание уделил таким деталям, как вес и габариты байка. Внешне по габаритам BMW S1000RR больше смахивает на 600-кубовый мотоцикл, даже первые шпионские фото показывают стремление компании уменьшить размер байка - тогда на байк был «одет» тесноватый обвес от Yamaha R6. При создании серийной модели производитель сохранил небольшую ширину байка, особенно в местах, где колени водителя прилегают к корпусу, что позволило сделать управление более легким и улучшить аэродинамические показатели мотоцикла с пилотом за рулем. Что касается веса, производители также поработали над его уменьшением, установив топливный бак из алюминия вместо привычного стального. В результате, вес мотоцикла вместе с системами трекшн-контроля и заполненным баком составил всего 206,5 килограмм.
Как обещает производитель, цена на S1000RR не будет превышать ценовой предел байков-конкурентов, будет ли это в действительности, узнаем позже.
Управление двигателем
Управление двигателем может осуществляться в одном из четырех режимов: дождевом, гоночном, спортивном или режиме Slick. При дождевом режиме управления двигатель плавно отзывается на открытие газа, а мощность мотоцикла ограничивается 150-ю силами. Спортивный режим подойдет для поездок по обычным дорогам, мощность при этом будет доступна в полном объеме. Гоночный режим используется для езды по трекам на гоночных шинах. В комплекте с мотоциклом идут шины Metzeler Racetec K3, подходящие для этих целей. Ну и, наконец, режим Slick, название которого подсказывает, что пользоваться этим режимом можно только при езде на специальных шинах - очень цепких сликах. Включить этот режим случайно невозможно - его активация производится посредством введения кода на консоли, располагающийся под сидением.
Рама
Алюминиевый «мост», как создатель называет шасси, обладает такой же конструкцией, как и у японских мотоциклов, кроме Kawasaki, рама которого проходит над головками цилиндров. Заднее колесо имеет отличное сцепление с дорожным покрытием благодаря максимально длинному маятнику из алюминиевого сплава небольшого веса. В раме скрыт воздушный канал, через который подается воздух в фильтр.
Задний амортизатор
Высота сидения пилота регулируется в пределах 10 мм благодаря креплению заднего амортизатора к раме на эксцентрике. Демпфирование сжатия и отбоя для малых и больших скоростей также можно настроить, равно, как и предварительное натяжение пружины.
Трекшн-контроль
На мотоцикл может быть установлена система трекшн-контроля, в состав которой входит также система ABS. Система контроля траектории работает на нескольких режимах, каждый из которых определяет, каким будет вмешательство в управление мотоциклом. Собирая показатели о скорости вращения колес и о показателе угла наклона, блок управления оценивает поведение и положение мотоцикла и может предотвратить пробуксовку еще в момент ее зарождения. Если же угол наклона маленький, блок управления позволит оторвать переднее колесо от поверхности для ускорения или выхода из поворота, но лишь на промежуток времени не более пяти секунд.
Колеса
На мотоцикл установлены легкие 10-спицевые колесные диски из алюминия, внешний вид которых ничуть не уступает, например, дискам Marchesini. В комплекте с мотоциклом идут гоночные шины Metzeler Racetec K3, дающие отличное сцепление с сухим асфальтом, которые подойдут и для езды на треке, и, тем более, для поездок по обычным дорогам.
Тормоза
Инерционный момент колеса и неподрессоренные массы снижаются благодаря непосредственному креплению к колесному диску передних тормозных дисков диаметром 320 мм. Радиальный цилиндр активирует радиальные четырехпоршневые суппорты Brembo, что, в результате, делает мотоцикл очень послушным и дает пилоту возможность абсолютного контроля над тормозами.
Вилка
На многих мотоциклах-конкурентах установлена вилка, имеющая более 20 позиций в зависимости от настроек. На BMW S1000RR же установлена вилка перевернутого типа, диаметр подвижных труб которой - 46 мм. Кроме того, вилка имеет лишь 10 позиций по каждому варианту настроек, что делает управление байком более легким.
Для соединения всех элементов электроники блока управления и всевозможных датчиков используется популярная система CANbus. Использование всего одного провода для обмена данными между каждым из составляющих дает в результате более легкое обслуживание и диагностирование байка. Тем не менее, известны также и случаи отказа этой системы.
Для управления дроссельными заслонками используется система Ride-by-wire, к которой по традиции присоединяются тросики. Двигатель осуществляет замыкание на блоке управления тросика, открывающего газ. В соответствии со схемами двигатель управляет дроссельными заслонками, зажиганием и подачей горючего. Тросик, закрывающий газ, присоединяется сразу к дроссельным заслонкам, то есть дроссели закрываются механически. Система трекшн-контроля работает под влиянием датчика наклона.
Система управления двигателем включает в себя систему ABS. Для того чтобы предупредить рассуждения о помехах в управлении, которые оказывает ABS, создано несколько режимов, и ABS будет абсолютно по-разному участвовать в управлении в гоночном, дождевом и любом другом режиме. Нажатие на передний тормоз система будет учитывать и приложит небольшие усилия и к заднему тормозу. Стоит отметить, что наличие системы ABS увеличивает вес мотоцикла лишь на 2,5 кг, пишет www.motofriends.ru, тогда как, например, у Honda Fireblade применение системы C-ABS увеличивает вес на 10 кг.
Как говорит Трой Корсер, лидер гоночной команды BMW Motorrad Motorsport в чемпионате WSBК, новый мотоцикл очень отличается от его первого прототипа. Трой отмечает, что в начале «знакомства» с этим мотоциклом были опасения, что, катаясь на этом байке, он не попадет в первую 15-ку финалистов чемпионата, однако сейчас опасения исчезли, более того, появилась уверенность, что теперь команда займет место в 10 лучших. Трой был наблюдателем всех превращений мотоцикла, и доволен проведенной работой.
По словам Корсера, серийная модель отличается от гоночной, но немногим, владелец BMW S1000RR получит настоящий гоночный байк с достаточной мощностью, но в гражданском обвесе. Трой Корсер подчеркивает, что посадка водителя комфортная, на байке можно выезжать на дальние расстояния и практически не уставать.
А генеральный директор BMW Motorcycles Хэндрик фон Куэннем отмечает, что S1000RR является первым суперспортивным мотоциклом компании, при создании которого были использованы новейшие разработки.
По его словам, компания хотела создать мотоцикл, который смог бы составить достойную конкуренцию другим мотоциклам этого класса, в результате компании удалось разработать достойного конкурента, но сохранив, при этом, традиции компании BMW.
Хэндрик подчеркивает, что в планах компании - 10% мирового рынка продаж байков класса 1000сс, а показать возможности нового мотоцикла можно будет именно на гонках WSBK.
И пусть компания только начинает свое восхождение по гоночной лестнице, а уже в следующем году - делать рывок навстречу первым местам, завершает генеральный директор.