Группа голландских ученых разработала новый тип коробки передач, которая, по их словам, может произвести революцию в автомобильной промышленности. Инновация носит аббревиатуру CRS (Controlled Rotation System), и у нее отсутствует главный компонент всех коробок передач — передачи. Однако, это не привычная всем технология бесступенчатой трансмиссии, или вариатора, широко применяемая на японских автомобилях.
Вариатор работает при помощи пары конусов, обращенных острыми концами друг к другу, а между ними — клиновый ремень. При движении по конусам ремень меняет передаточное число постепенно, а не заданными интервалами, как это происходит в обычной коробке. Отсюда и название "бесступенчатая трансмиссия". Система управляемого вращения (назовем ее так) использует ремень, закрепленный между двумя дисками, но принцип действия несколько отличается от вариатора. С помощью электронно управляемой гидравлической помпы изменяется размер дисков, и разница меняет передаточное число.
Изначально система предназначалась для велосипедов, чтобы полностью избавиться от проблемы, когда цепь слетает с дисков во время переключения. После того, как первая система была готова, инженеры решили просто приспособить ее для автомобилей. Интересно, что они заявили, что их система лучше всего проявит себя в сочетании с электромоторами, которые способны поддерживать одни и те же обороты на специально подобранном передаточном числе. Так как электромобили постепенно становятся все более обыденным явлением на дорогах (не наших), в скором времени мы можем увидеть эти или подобные системы на будущих моделях.
На самом деле, эта технология может быть применена на самых разных транспортных средствах и не только: от автомобилей и мотоциклов до водного транспорта и даже мельниц. Она не требует смазочных материалов, не сильно подвержена трению и именно поэтому она проще в обслуживании и эксплуатации. В компании вообще заявили, что их трансмиссия не требует никакого обслуживания и прекрасно подойдет для всего, что носит лейбл "зеленого" и экологичного.