Их можно назвать мифами, баснями или устаревшими представлениями, но суть одна: существует некоторая доля дезинформации и недостатка верных данных относительно гибридных электромобилей, которые подзаряжаются от электросети. Эти транспортные средства, обозначаемые аббревиатурой PHEV (plug-in hybrid electric vehicles), часто позиционируются как многообещающие для снижения зависимости стран от импорта топлива. Преимуществом PHEV по сравнению с обычными гибридными автомобилями является большая гибкость в выборе ресурса энергии – углеводородного горючего или электроэнергии.
На рынке существует большое количество предложений PHEV
Хотя несколько автопроизводителей, включая General Motors, Toyota, Ford, Volkswagen и Volvo, в настоящий момент занимаются разработкой данного вида гибридных автомобилей, первая заметная волна коммерческих предложений всё ещё не достигла рынка. Как считает инженер транспортных систем из Центра исследования перевозок (Center for Transportation Research, CTR) при американском Министерстве энергетики Форрест Джелик (Forrest Jehlik), ситуация с недостатком изменится не ранее чем через год. Возможно, первым представителем нового поколения гибридов станет Chevrolet Volt, который, согласно заявлению General Motors, способен на одном заряде аккумуляторов преодолеть до 65 км. Toyota Prius и другие подобные автомобили, которые уже можно встретить на дорогах, не являются PHEV – их батареи заряжаются от кинетической энергии торможения, то есть с помощью рекуперативной системы
Экономию горючего измерить так же просто, как его расход обычными автомобилями
Определение стандартов экономии топлива – количества километров, которое PHEV может проехать на некотором объёме горючего – является сложным вопросом, ведь переходом между ДВС и аккумуляторами для обеспечения работы привода чаще всего занимается компьютер. По мнению Джелика, ответ во многом зависит от стиля вождения. Если некоторый гибрид проезжает 65 км на одном заряде, тогда водитель, ежедневно совершающий 25-км поездку из дома на работу и обратно и проезжающий 10-15 дополнительных км перед ночной подзарядкой машины, теоретически не будет нуждаться в заправке горючим вообще. Еще 5-10 км потребуют всего нескольких литров бензина в неделю, несмотря на общий путь, который составит около 400 км.
Стоимость PHEV высока, потому что производители пытаются сорвать куш
"Правда в том, что компоненты, необходимые для создания конкурентоспособного гибрида с подзарядкой от электросети, всё ещё очень дороги", - объясняет Джелик. Во многих случаях только набор батарей будет стоить около $10000. А поскольку цена на нефть остаётся относительно невысокой, потребители не готовы инвестировать дополнительные средства в PHEV даже при условии, если государство возьмёт на себя часть расходов или предусмотрит компенсацию.
Батареи в PHEV ненадёжные, небезопасные и требуют частой замены
В большинстве гибридов с возможность подзарядки от сети используются литий-ионные аккумуляторы. Несмотря на комплексные химические процессы внутри этих источников питания, инженеры предусмотрели соответствующие системы контроля для предотвращения возгораний или других проблем с безопасностью эксплуатации. На их разработку уходит не меньше времени и сил, чем на сами аккумуляторы. Поэтому изредка случающиеся с мобильной электроникой инциденты виде воспламенения батарей в случае PHEV не должны происходить. Джелик протестировал текущее поколение литий-ионных решений в ходе так называемых тестов на жизненный цикл транспортного средства, которые предполагали эксплуатацию автомобиля на протяжении 240 тыс. км. Даже в конце затраченного на покрытие этого расстояния периода большинство батарей продолжали справляться с возложенными на них функциями. А к моменту выхода PHEV на рынок аккумуляторы будут усовершенствованы.
Литий-ионные батареи – единственные, которые могут работать в PHEV
Хотя литий-ионная технология пришла на замену никель-металлогидридной (NiMH) с фокусом на преимуществах для электрических транспортных средств, учёные из различных лабораторий по всему миру изучают множество подходов к хранению энергии, которые помогут снизить стоимость гибридов. Результаты отдельных разработок с использованием нанотрубок и уникальных конструкций электродов уже обещают превосходство в объёме хранимого заряда над литий-ионными источниками в несколько раз.
Электрические сети не выдержат нагрузку от миллионов заряжающихся автомобилей
Всё зависит от конкретной страны, возможностей её энергосистемы и скорости распространения электромобилей. Немедленный взрывной рост количества заряжающихся от сети транспортных средств привёл бы к значительным проблемам, но Джелик уверен, что текущее состояние рынка "зелёных" автомобилей делает этот сценарий маловероятным. Скорее, будет наблюдаться очень плавный переход на электричество взамен углеводородов, и у энергосистем будет время для адаптации. Интересное решение предлагает в этом плане Google. Разрабатываемая компанией интеллектуальная система предполагает возможность при недостатке мощности возвращение энергии из аккумуляторов назад в сеть, когда машина находится на парковке или стоянке. Второе предложение – выборочное отключение операторами энергогенерирующих компаний заряжающихся гибридов и электромобилей в обмен на некие преференции.