Последние несколько недель украинский Кабмин в числе прочих решает очередную головоломку: как уменьшить цены на бензин в стране и вообще стабилизировать стоимость горючего на внутреннем рынке.
Всего три недели назад правительство отказалось снижать акциз на бензин. Основная причина – потеря для бюджета от такого шага, а бюджет для Азарова – главная забота премьерства. Теперь эта же идея проталкивается "в профиль" – путем введения гибкого акциза.
Новые ставки акциза будут зависеть от котировок нефти на мировых биржах. Если стоимость нефти падает – акциз повышается, увеличивается – акциз понижается, так вкратце выглядит инициатива правительства. В настоящий момент черное золото бьет ценовые рекорды. "С марта прошлого года по март нынешнего нефть на мировом рынке подорожала почти вдвое: с $70 за баррель до $125,5. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард считает это угрозой для всей мировой экономики. А Украина, напомню, покупает нефть по мировым ценам. Своей добычи нам абсолютно не хватает. Связан рост мировых цен на нефть с независящими от нас обстоятельствами: прежде всего, с событиями в Ливии и эмбарго на вывоз нефти из Ирана", – заявил премьер-министр.
В целом Азаров правильно указывает на макроэкономические причины высоких цен на бензин и дизтопливо: цены в мире растут, и то же иранское эмбарго очень выгодно, например, россиянам – нашим основным поставщикам нефти. Средняя цена на нефть марки Urals, основной товар российского экспорта, в марте 2012 года поставила абсолютный рекорд – $122,6 за баррель против $111,25 в марте 2011-го.
Премьер подсчитал, что переработка тонны нефти на украинских НПЗ стоит $765,5, в то время как такое же количество российского сырья страна покупает за $1255,5. И все это за счет ввозной пошлины в 460 $/т, установленной россиянами.
Эксперты топливного рынка идею Азарова о гибком акцизе в целом поддерживают. "Динамический акциз – это хорошо, – считает эксперт НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. – Он позволит уменьшить влияние формируемых извне спекулятивных цен на нефть на украинский внутренний рынок. Но хорошую идею еще нужно осуществить, так что дело – за методикой внедрения этого акциза".
В этом случае уместно вспомнить, что в предкризисные месяцы 2008 года, когда баррель нефти оценивался в $150, бензин А-95 стоил 8 грн/л, и его стоимость отнюдь не снизилась после того, как нефть упала до $70 за баррель. Теперь нефть стоит $125, тогда как А-95 – 12 грн/л. Самое время задуматься: что это – влияние мировых цен или обычный теневой сговор поставщиков бензина?
Введение плавающего акциза все равно приведет к потерям для бюджета. "Рынок автомобильного топлива в Украине специфический – он закрыт, спекулятивен и не так зависит от внешних факторов, как это хочет показать премьер", – указывает президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук. С ним согласен и директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн: "Необходимо понять, что при снижении акцизов мы потеряем около 1 млрд грн бюджетных поступлений, и тогда придется искать этот миллиард где-то еще. Самое оптимальное решение, на мой взгляд, в повышении налогов на добычу нефти. В Украине сейчас парадоксальная ситуация: ставки налога не нефтедобычу уменьшены на 30%, а цена черного золота бьет рекорды. Наше государство недополучает примерно от 115 млрд грн до 120 млрд грн в бюджет, по сравнению с которыми 1 млрд грн потерь от снижения акцизов – капля в море".
Существенное падение цен на бензин и дизтопливо возможно только в случае, если на рынке будет конкурентный отечественный нефтепродукт. Однако почти все нефтеперерабатывающие заводы в Украине не работают, в то время как на рынок выбрасываются, например, объемы дешевого белорусского бензина, не говоря уже о российском. Это уже привело к сокращению доли украинских нефтепродуктов на рынке почти до 20%.
Отечественные НПЗ из-за низкой эффективности переработки остановлены. "Кризис поставил нефтепереработчиков всего мира перед вызовом технологического обновления. Выживает сейчас лишь тот, кто перешел на высокотехнологичные производства с большой глубиной переработки. Тем не менее владельцы украинских НПЗ, которым эти предприятия достались почти даром, не идут на такие шаги", – отмечает Сергей Куюн.
Плавающий акциз, предлагаемый правительством, может принести пользу только в комплексе с иными мерами. Премьер во многом правильно видит проблему, но не идет дальше констатации фактов. Ему ли не знать, что украинские крекинг-заводы давно нуждаются в капитальной реконструкции, низкий налог на нефтедобычу лишает страну бюджетных поступлений, а "бодягу" на заправках как разливали, так и разливают? Исключить спекулятивную составляющую из цены на бензин – значит ударить по очень влиятельным людям не только в украинском истеблишменте, но и в соседних странах. Поэтому Азаров и решает проблему частично, в пределах рамок, которые сам себе и поставил. Ни модернизация производств, ни борьба с произволом нефтяных монополий явно не входят в число его премьерских задач.