Само определение "плохой бензин" подразумевает, что в топливе - повышенное количество металлосодержащих присадок, свинца, или нафталина, или этилового спирта, ацетона, или топливо не соответствует заявленному октановому числу. Или все перечисленные факторы присутствуют вместе.
Использование бензина с таким "набором" ведет к: преждевременному износу двигателя, нарушению работы топливной системы, бензонасоса, датчика детонации, кислородного датчика (лямбда-зонда), катализатора, свечей зажигания (как правило, - страдают в первую очередь), нарушается работа инжектора. В результате такой заправки придется заменить практически все, что имело контакт с этим бензином, чистить форсунки, коллекторы, промывать бак.
Как определить, что залит плохой бензин
Если бензин уже попал в бак, определить его качество бытовыми методами невозможно - это осуществимо лишь в лабораторных условиях.
Многочисленные рассуждения в Интернете о том, как должна растекаться "правильная" капля топлива на белой бумаге, или как не должен пахнуть бензин - на практике не применимы: их погрешность составляет что-то около 100% (технический + человеческий фактор).
На сегодняшний день существуют бытовые бензиномеры (нефтеденсиметры), но и они позволяют лишь отличить бензин от солярки, и не способны измерить количество примесей или величину октанового числа.
Таким образом, автолюбителю остается определить качество бензина лишь по факту - по поведению своего автомобиля. Некачественный бензин проявляет себя следующим образом: 1. Увеличивается расход топлива. 2. Изначально исправный автомобиль плохо заводится (или вообще не заводится), глохнет. 3. Снижается разгонная динамика и мощность. 2. Двигатель работает с перебоями, "прыгают" обороты на холостом ходу. 3. Образовывается черный или красный нагар на свечах зажигания.
То, что залит плохой бензин, обычно чувствуется не сразу (это еще зависит и от наполненности бака), а только тогда, когда некачественное топливо попадет в топливопровод. За это время вполне можно успеть отъехать от заправки на 10-15 км. Если, едва отъехав от заправки, двигатель заглох - причина, скорее всего, в загрязненности топлива водой и механическими примесями.
Если двигатель не развивает нужной мощности, слышен металлический стук - причина, скорее всего, в низком октановом числе топлива.
Что делать сразу
У каждого водителя должно войти в привычку брать в кассе и сохранять кассовый чек. Только с его помощью можно будет доказать, что топливо было продано именно на определенной заправке.
Если вы отъехали от заправки, и по поведению автомобиля определили, что заправились "чем-то не тем" - сразу же припаркуйте автомобиль. Дальнейшее движение - опасно для автомобиля!
Потом следует вернуться на заправку и потребовать от ее сотрудников вызвать кого-либо из руководства. Кроме того, на заправках указывают телефоны горячей линии, позвонив по которым можно предъявить претензии.
1. Итак, первое, что нужно сделать - это заявить о проблеме руководству заправочного комплекса.
2. Следует взять пробы топлива из колонки и из бака.
Для этого нужно вызвать эксперта лицензированной лаборатории. Аккредитация лаборатории - признак ответственности лаборатории за результаты анализов, так как ее деятельность контролируется государством.
Ряд крупных "заправочных" брендов имеет в своем составе (или нанимает) передвижные и стационарные лаборатории для контроля топлива. В крайнем случае - для отбора проб и анализа бензина можно вызвать эксперта из любой другой ("незаангажированной") аккредитованной лаборатории.
Отбор проб производится при свидетелях в присутствии представителя АЗС в чистую стеклянную тару. Берутся три пробы - одна остается на заправке, вторая отдается на анализ, третья - контрольная.
При этом, большинство заправок следуют правилу: если бензин качественный - за лабораторный анализ платит водитель, если некачественный - платит заправка (и возмещает стоимость ремонта).
К слову, нужно сказать, что есть "заправочные" бренды, которые, вне зависимости от результатов анализа, сами оплачивают работу лаборатории. Разумеется, это относится к крупным сетям заправок.
3. Автомобиль нужно отбуксировать на СТО, которая в состоянии определить причину поломки, провести экспертную оценку ущерба и стоимости ремонта автомобиля, а также выдать соответствующий акт.
Что делать потом
Затем следует ждать результатов экспертной оценки автомобиля и результатов анализов. Кстати, экспресс-анализ топлива в мобильных лабораториях занимает не более 15 минут.
Если эксперты подтвердили ненадлежащее качество топлива, велика вероятность того, что владельцы АЗС постараются решить проблему в досудебном порядке - предложат возместить затраты на ремонт и даже возместить моральный ущерб. Дурная слава никому не нужна.
Если же владельцы АЗС не согласны с результатами экспертизы топлива - прямая дорога в суд.
Но до этого владельцу авто следует также учесть возможность того, что все дело может быть и не в топливе (иначе у заправки сразу же собралась бы колонна заглохших машин) - причину лучше всего определят все-таки на СТО.
Как обезопасить себя от некачественного топлива
Для начала нужно постараться избежать заправки с некачественным бензином. Теоретически (и весьма приблизительно) качество бензина можно оценить по внешнему виду самой заправки или заправочного комплекса: 1.Заправляться лучше на заправках известных брендов. Заправка должна быть ухоженной, работники опрятно одеты. 2."Европейские" виды топлива более предпочтительны для автомобиля (и являются предметом гордости заправки) - поэтому соответствие топлива европейским стандартам указывается на стелах у заправки и на самой колонке. В случае, если заправщик утверждает, что бензин - из серии "Евро", но на колонке это не указано - он говорит неправду. 3.Если заправка неизвестного (или малоизвестного) вам бренда, но чистая, ухоженная, работники опрятно одеты - велика вероятность того, что на ней реализуется качественный бензин. 4.Если заправка неухоженная - на ней лучше не заправляться (или залить лишь тот минимум, который позволит доехать до следующей заправки).
На заправке обратите внимание на данные об анализе топлива - эту информацию размещают на видном месте, обычно рядом с кассой.
Один из показателей некачественного топлива - низкие цены. Разрыв в цене на 5-10 копеек от среднего по региону является следствием конкурентной борьбы, а вот разрыв в 20-30 копеек - должен насторожить автомобилиста.
Еще нужно добавить, что мелкие нефтетрейдеры (у которых не более 5-7 заправок) не могут себе позволить ввозить топливо из-за границы - для них это нерентабельно. На таких заправках вряд ли найдется топливо Евро-стандарта, а вероятность "разбодяживания" - выше.
Итог
Заправляйтесь на проверенных заправках.
На заправке обратите внимание на ее внешний вид, наличие информации об анализе топлива и телефона "горячей линии".
Всегда берите и сохраняйте кассовые чеки.
На автомобиле, заправленном "бодягой", ехать нельзя - это приведет к еще большему ущербу.
Лучший вариант (и достаточно вероятный) - это когда после экспертизы владелец АЗС предложит возместить затраты. В ином случае придется обращаться в суд, и в чью пользу он примет решение - прогнозировать сложно.