Цена нефти и нефтепродуктов все больше становится сегодня в мире фактором политической стабильности. Ситуация вокруг Ирана и Сирии настолько обострилась, что власти США и Великобритании обсуждают возможность использования своих стратегических запасов.
Не стоит в стороне от мировых энергетических проблем и Украина. Ночные огни АЗС, которые в ночь со среды на четверг «Дню» довелось наблюдать на трассе Запорожье - Киев, рисовали совершенно непонятную графику, сильно напоминающую остроконечный забор у нерадивого хозяина.
Эту ассоциацию не стал опровергать глава консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. «Такой разлет цен на рынке, что вообще ничего нельзя понять, - не без возмущения говорит эксперт. - Мы разбирались с этой ситуацией и пришли к выводу: чем дороже нефть, чем выше налоги, тем выгоднее завозить контрабанду и производить различный фальсификат. Как может быть, что одна половина рынка очень медленно растет, а вторая «стоит» в ценах шести месяцев назад, когда цена на нефть была на 25% ниже, чем сегодня?». «Такая экономика достигается сегодня только за счет налогообложения, вернее, его оптимизации, - продолжает Куюн. - Если иметь нелегальное кустарное производство, то налогов, конечно, вообще нет. А качественный продукт в обход налоговой системы не сделаешь. Вот изготовители контрафакта и пользуются тем, что люди, которым не хватает денег на нормальное горючее, готовы к компромиссу по качеству. Но экономия копеек на литре бензина, оборачивается ремонтом машины, который стоит несоизмеримо дороже. Тем не менее, многие автомобилисты ведутся на дешевизну».
Несколько иное мнение у президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука. За предыдущий месяц нефтепродукты на оптовом рынке, по его данным, подорожали на 9,5%. В розничной продаже их рост составил в среднем 1,4%. Так что в этом месяце экономически обоснованным было бы повысить цены на бензин на 8% (и на 4% на дизель, по которому в прошлом месяце была приблизительно такая же картина: рост 4,6% в опте и 0,4% - в рознице). Уже вчера, по словам эксперта, поднялись цены даже на АЗС группы «Приват», имеющей больше 120 долларов преимущества перед всеми остальными игроками рынка за счет уменьшения рентной платы и оптимизации налогообложения. При этом Косянчук сравнивает стоимость нефтепродуктов с покупательной способностью населения и утверждает, что в этом измерении цены уже зашкалило выше всех пределов. И собственники сетей АЗС, говорит он, понимают, что при повышении цен на 8% объем продаж снизится на 15%.
Однако Куюн все же настроен оптимистически. По его словам, в прошлом году на «дешевых» заправках был просто «шквал, столпотворение». В очередях стояли не только «Жигули», но и «Мерседесы», «Ауди». Теперь такого нет. Куюн передает свой разговор с главой розничной сети «Шелл» в Украине, который искренне удивлялся, почему украинцы достаточно спокойно реагируют на низкие цены на АЗС: «Если бы такое было у нас, в Европе, то весь клиент был бы на этих станциях, а остальные стояли бы пустыми». Куюн считает, что частично нынешняя ситуация на розничном рынке является результатом эволюции потребительских предпочтений. И тут же, отвечая на вопрос «Дня» относительно правительственных обещаний закупить достаточное количество лабораторий, которые могли бы оперативно контролировать качество горючего, эксперт констатирует: «Не дали ни денег, ни лабораторий - ничего нет». Куюна беспокоят так называемые спиртовые бензины, появившиеся на рынке. «Весь бодяжный бензин, по сути, со спиртом», - разъясняет он и напоминает, что для этого законом об альтернативных топливах создана безопасная налоговая лазейка. Если добавлять в бензин 30% спирта, то освобождаешься от акциза и еще вроде бы налог на прибыль снимается на десять лет. Один раз нужно привезти для исследований образец такой продукции. «Тебе выдают сертификат и, под его защитой можно делать, что угодно, даже продавать обыкновенный бензин без акциза, - возмущается Куюн, - никто тебя не контролирует».
Косянчук также недоволен бездействием власти. Говоря об опыте США, которые создают резервы нефтепродуктов на ценовом спаде, а раскупоривают их на пике цен, стремясь и заработать, и стабилизировать рынок, он не согласился с тем, что и нам этому следует учиться. По его мнению, в Украине нужно просто поручить все это профессионалам, а не тем чиновникам, которых заботит только аэродром для мягкой посадки после отставки.