С приходом весны на дорогах активизировались мошенники. Способ подзаработать примитивный: они устраивают аварию и вымогают у жертвы деньги. Обезопасить себя от неприятностей сложно даже опытному водителю, не говоря о новичках. Главная ошибка, по мнению сотрудников ГАИ, — попытка рассчитаться на месте.
Чтобы не пришлось расплачиваться за аварию, которую вы не совершали, нельзя поддаваться на уговоры и угрозы, а немедленно звонить в милицию и страховую компанию.
Практически все, кто за рулем, знают несколько дорожных аксиом. К примеру, в большинстве случаев виновен тот, кто «въехал» сзади либо не пропустил кого-то справа. Но все это действует лишь на нерегулируемых перекрестках или если нет обозначения главной и второстепенной дороги. Однако именно такие нюансы чаще всего используют мошенники, которые зарабатывают на жизнь, подставляя свое авто под удар. «Подрезка» на повороте, резкое торможение при неисправных стоп-сигналах, а дальше — психологический прессинг и вымогательство. Если мошенник провел маневр аккуратно, жертва сразу ощущает себя виновной. Мошенник же предлагает быстро решить проблему, называя не слишком обременительную для водителя сумму в несколько сотен гривен.
Если автоподстава организована грубо и пострадавший автовладелец отказывается признать свою «вину», ловкач прибегает к банальному запугиванию. Как правило, поодиночке «подставлялы» не ездят, и из разбитой машины на помощь водителю обязательно выберется пара вполне атлетичных дружков. Вместе они убеждают водителя убрать машину с проезжей части. После этого сразу сообщают, что правила нарушены, место ДТП покинуто и страховая компания не станет компенсировать убытки. Для пущей убедительности один из членов команды может сделать звонок якобы страховщику, который по телефону объясняет жертве подставы всю проблематичность его ситуации.
30 автомобилей столкнулись на трассе «Крым»
«О таких проблемах на дорогах водителям известно давно, — говорит ведущий специалист отдела рассмотрения страховых дел АСК «ИНГО Украина» Андрей Нечас. — Но многие автовладельцы ошибаются, когда думают, что на уловки опытных мошенников попадаются только девушки или водители с небольшим стажем и наклейкой «У». Жертвой таких схем может стать любой автовладелец, независимо от стажа и возраста. Мошенники не останавливаются на типичных методах автоподстав, всегда придумывают новые схемы заработка».
Впрочем, эксперты выделяют определенную группу риска — это машины, которые вероятнее всего привлекут внимание. По статистике, чаще всего под раздачу попадают владельцы новых авто среднего класса. «Престижных дорогих иномарок мошенники побаиваются, — поясняет независимый аварийный комиссар Александр Остапенко. — У обладателей таких авто, как правило, есть знакомства в правоохранительных органах. Водители старых иномарок, особенно отечественных автомобилей вряд ли возят с собой суммы, которые могут заинтересовать махинаторов. Зато обладатели новой иномарки среднего класса, скорее всего, люди небедные. И вполне реально, что испуганный водитель легко расстанется с $200—500».
Аварийный комиссар обращает внимание на авто, используемые для подставы. Вопреки ожиданиям это дорогие машины, которые не жалко угробить. Для психологического эффекта мошенники используют не новые, но достаточно дорогие в свое время иномарки — Мерседесы и БМВ начала 90-х годов, Ауди-100 или Ауди-80. Внешне престижные, сейчас они стоят относительно недорого, но такие машины запросто могут выдержать несколько более-менее серьезных столкновений. «У подставных авто глубоко тонированные стекла, нередко отсутствует задний номер. Если подобный автомобиль на дороге начинает вести себя подозрительно, лучше сразу постараться уйти от контакта с его владельцем», — замечает Остапенко.
Но если уйти от удара не удалось, эксперты советуют ни в коем случае не терять самообладания. «Первым делом необходимо вызвать на место происшествия сотрудников ГАИ и записать данные машины второго участника ДТП, — объясняет начальник управления урегулирования убытков СК «Добробут» Борис Павленко. — Кроме того, стоит задействовать имеющиеся у вас возможности фото- или видеофиксации происшествия. Причем сделать это надо, не покидая места происшествия. Съемка либо отпугнет любителей легких денег, либо поможет в дальнейшем доказать обратную вину «потерпевших» и избавится от безосновательных претензий».
«Не следует производить какие-либо взаиморасчеты на месте происшествия», — дополняет коллегу Нечас. Дело в том, что в большинстве случаев мошенники отступают именно на этапе вызова ГАИ, при виде патрульной машины или в случае вызова аварийного комиссара страховой компании. Важно понимать, что такие мошенничества — деяния наказуемые вполне конкретными сроками тюремного заключения или внушительными штрафами. Поэтому лучше тянуть время до приезда правоохранителей, аргументируя тем, что деньги сейчас подвезут».
Однако бывают ситуации, когда подставиться удалось настолько красиво, что вина настоящего потерпевшего бросается в глаза. «Такие случаи фиксируются периодически, — говорит главный юрисконсульт СО «Ильичевское» Татьяна Компанец. — Доказать их действительно сложно, однако в каждой страховой компании работают опытные эксперты, которые могут определить мошенничество по нескольким признакам. Главное — вовремя уведомить страховщика и ГАИ. Как правило, в таких случаях сразу же приступает к работе аварийный комиссар, а затем и юрист, которые успешно отбивают у мошенника охоту бороться дальше. К слову, в январе наша компания получила решение районного суда о невиновности в ДТП нашего страхователя по полису гражданской ответственности. Так что оспорить подставную аварию в судебном порядке тоже реально».
Самые распространенные схемы подставных ДТП
1. Банальная ситуация. Вас обгоняет автомобиль, перестраивается перед вашим авто и резко тормозит. Мошенник всегда сможет оправдаться: на дорогу внезапно выбежала кошка, а водитель сзади не соблюдал безопасную дистанцию. Но вы понимаете, что невиновны, но по законодательству формально неправ тот, кто ударил сзади.
2. Вариация предыдущей схемы. Вы ждете выезда на оживленную трассу или зеленого сигнала светофора. Впереди стоящий автомобиль трогается, и вы — вслед за ним. В следующий миг происходит столкновение из-за того, что переднее авто резко затормозило. Мошенник всегда оправдает свои действия тем, что давал возможность завершить маневр транспорту с примыкающего направления. А вы не соблюдали дистанцию.
3. Вы маневрируете в транспортном потоке. Во время очередной перестройки вправо пропускавший вас автомобиль резко ускоряет ход, и в следующее мгновение вы чувствуете легкий толчок после касания правого заднего крыла о чужой бампер. При осмотре оказывается, что повреждения, нанесенные «пострадавшему» автомобилю, не такие уж незначительные. Они могут варьироваться от глубокой царапины на крыле и разбитой фары до не подлежащего восстановлению бампера.
4. Подстава с двумя участниками. Вы едете в крайнем левом ряду. Внезапно в зеркале заднего вида возникает автомобиль и начинает мигать фарами, требуя уступить полосу движения. Вы уступаете дорогу, перестраиваясь в правый ряд. И тут появляется второй автомобиль-перехватчик, еще секунду назад шедший на достаточном для безопасного маневра расстоянии. Так вы становитесь классическим виновником ДТП, не заметившим помеху справа.
5. Вариация предыдущей схемы. В левой полосе вы догоняете еле ползущее авто, водитель которого не собирается уступать дорогу. Вы резко выкручиваете руль вправо, чтобы обогнать медлительного автовладельца, но встречаете левый бок второго авто, которое появилось совершенно неожиданно.
Автогражданка может подорожать
Верховная Рада приняла закон, отменяющий систему «бонус-малус». С помощью этой системы страховые компании раньше поощряли страхователей, с которыми не произошло ни одного страхового случая, — уменьшали стоимость полиса ОСАГО. По мнению депутатов, это создавало большие возможности для демпинга на рынке страховых услуг. Дело в том, что некоторые компании при помощи «бонус-малуса» искусственно занижали стоимость автогражданки на 30—50%. А суммы выплат при аварии оставались прежними — и недобросовестный страховщик оказывался на грани банкротства.
Эксперты считают, что цены на полисы ОСАГО если и вырастут, то незначительно. «У большинства компаний скидки по системе «бонус-малуса» были копеечные, потому что даже безаварийное вождение не исключает риска аварии в будущем, — рассказывает Александр Остапенко. — Повышение цены ощутят только те водители, которые раньше покупали полисы автогражданки у демпингующих страховых компаний. Кроме того, сегодня полис по закону выдается не на водителя, а на транспортное средство, и договор страхования продолжает действовать даже при смене собственника авто».