Выбирают шины по трем главным критериям: сезон, размер и рисунок протектора, а хранят либо в накаченном состоянии, либо вертикально «в стопке». Снежинкой на боковине шины или буквами М+S (M&S -- mud and snow, грязь и снег) обозначают шины с зимним рисунком протектора, а надписью all season маркируют всесезонную резину. Размер шины, который подходит автомобилю, можно узнать из его сервисной книжки или прочитав информацию на двери или лючке бензобака автомобиля. Об этом пишет портал Деньги.
С выбором рисунками протектора сложнее. Каждый производитель выпускает зимние шины с разными рисунками, но их можно разделить на несколько основных групп, которые хороши для езды в определенных погодных условиях. Для езды по рыхлому снегу шина должна "вгрызаться" в снег, не допуская пробуксовок и обеспечивать эффективное торможение. Поэтому протектор шины должен быть блочным и не плотным с большими и глубокими поперечными канавками.
"Для езды по льду и плотно укатанному снегу протектор шины должен быть более мягким, но плотным по рисунку, а блоки протектора должны быть обильно изрезаны ламелями -- это позволяет шине цепляться за скользкое дорожное покрытие", - рассказывает эксперт Интернет-проекта Rezina.ua Егор Ткаченко. Для езды по мокрому асфальту протектор шины должен быть дождевым и иметь широкие и глубокие продольные канавки. Для езды по сухому холодному асфальту для максимального сцепления протектор должен быть плотным.
Всесезонная шина - это компромисс между летней и зимней. Но она имеет усредненные характеристики и не блещет своими показателями ни летом, ни зимой. "Не отдавайте предпочтение всесезонной шине или шине для суровых зимних условий (Арктика). На первой вы не сможете ехать в снег и гололед, а вторая просто быстро износится на сухом асфальте", -- советует начальник отдела легковых шин компании АТЛ Алексей Немножко.
Зимние и летние шины отличаются как составом своей резины, так и рисунком протектора: зимняя "зацепляется" за дорожное покрытие, летняя работает за счет трения с асфальтом. "Состав протектора зимней шины более сложный, чем у летней. Он остается эластичным даже при очень низких температурах, позволяя шине эффективно выполнять свои функции в мороз. Протектор летней шины при температурах ниже, чем плюс пять, становится очень жестким и теряет свои свойства", -отмечает Егор Ткаченко.
Иногда водители стараются сэкономить и "переобувают" на зиму только колеса ведущей оси автомобиля. Если это сделать, то решается только проблема проходимости и старта с места. Но при этом на скользкой дороге не избежать проблем с управляемостью, торможением и курсовой устойчивостью. Производители шин рекомендуют всегда ставить лучшую пару шин на заднюю ось автомобиля, вне зависимости от типа привода. Хотя лучше, конечно, в конце осени переобуться в четыре одинаково новые покрышки.
Выбор марок шин в магазинах огромен. Хорошо себя зарекомендовали шины таких производителей, как Michelin, Continental, Nokian, Pirelli, Bridgestone, Yokohama и Dunlop. На шинах отечественного производства можно аккуратно и неагрессивно отъездить пару сезонов. Импортная "обувка", хоть и стоит дороже, вполне может прослужить в два раза дольше, а главное - обеспечит автомобилю управляемость и безопасность на более высоком уровне.
Определить, нужно ли менять свои старые шины на новые, можно "на глаз". Главный критерий --глубина рисунка протектора. На летних он должен быть не менее 1,6 мм, а на зимних - не менее 4 мм. Обычно в условиях неплохих дорог и на исправном легковом автомобиле шина среднего класса до максимального износа рисунка протектора проезжает 40-60 тысяч километров. Неумелое или агрессивное вождение моментально скажется на износе шин и сроке их службы. Прохождение поворотов на высоких скоростях, резкие ускорения или торможения укорачивают им "жизнь" иногда в 10 раз. Попадание колеса в глубокие ямы может образовать грыжу на боковине протектора, как и скоростной проезд через железнодорожный или трамвайный переезд. Езда по глубокому снегу может грозить проколом или порезом шины. Преждевременный износ шины вызывают неисправности подвески и рулевого механизма.
Конечно, большинство "болезней" шины можно "пролечить", однако не все. "Не должно быть боковых ремонтов, это очень опасная зона. Так как при наезде на препятствие -- неровность дороги или выбоина, вся нагрузка приходится на плечевую зону и может произойти разрыв шины на скорости", -- говорит Алексей Немножко. Проколы протекторной части колеса особо ни на что не влияют. Их можно и нужно "заклеивать". Главное -- чтобы ремонт был проведен на качественном оборудовании, а поставленная латка -- надежной. Цена ремонта шины невелика. Например, в Киеве цена услуг на частных шиномонтажах -- в пределах 45--75 грн. за латку на местах проколов и порезов, и 150--250 грн. -- за вулканизацию разрывов и "грыж" на шинах. На фирменных СТО этот же ремонт обойдется в два-три раза дороже.
Срок "жизни" шин продлит правильное хранение в период "пересменки". Хранить резину в сухом прохладном и темном помещении. Лучше всего - в накаченном состоянии с дисками! Если шины не смонтированы на диск, их нужно разместить вертикально, а не складывать в стопки одна на другую - чтобы они не сплющивались. Перед хранением обязательно нужно очистить их от мусора, который застрял в рисунке протектора. И хотя бы раз на тысячу километров надо проверять балансировку шин и давление в них.