Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления (или если авто оснащено автоматом, то поставьте левую ногу на упорную площадку) и положите вытянутые руки на руль — запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса. Опытный водитель держит рулевое колесо, совсем от него не отталкиваясь, при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный — «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры (вес тела мешает повернуть руль). Получить необходимые навыки правильной рулежки можно на тренажере в любой автошколе (стоит это около 150 грн) либо самостоятельно, при помощи нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и вращать руль от упора до упора на время. Норматив для среднего водителя — пять циклов «от упора до упора» за 16—20 секунд (автоспортсмены укладываются в 8—9 сек.). Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая затем в аварийной ситуации.
ДВИЖЕНИЕ ПО ТРАССЕ
Особенностью движения по трассе является более высокая, по сравнению с городской, скорость. Однако не забывайте, что она все равно должна оставаться безопасной. Для ориентира запомните эти цифры: если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40—45 м, то на скользкой он возрастает до 90—140 м. А если при этом под колесами скользкое покрытие, то тормозной путь на скорости 100 км/час нередко доходит до 500 метров (!) и даже выше. Именно поэтому дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть как можно больше.
Особенно подальше нужно держаться от седельных тягачей с прицепом — очень часто сцепка на скользкой дороге под воздействием порывов ветра или при заносе фуры складывается. Известны смертельные случаи после того, как легковушка попадала между 20-тонным прицепом и тягачом.
Будьте осторожны при встречном разъезде: часто водители испытывают ощущение недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем или бьют по тормозам, что может привести к заносу.
В большинстве случаев заносит заднюю ось. Чтобы выйти из такого заноса, нужно крутнуть рулем в его сторону: например, если понесло вправо, туда же нужно повернуть и руль и меневрировать до того, пока машина не выровняет траекторию.