Итак дорогие мои друзья водители, хочу поделится с Вами своим мастерством экономной езды. Повествование хочу вести в восточном стиле, потому что считаю что данное мастерство является не наукой чётких правил и ограничений, а своего рода философией, которую надо познавать практиками, основываясь на простых и понятных истинах(основах).
Внимание редакция не несёт ответственности за неправильную трактовку материалов изложенных в данной статье.
У меня тоже не всё сразу получилось, тоже ездил с расходом в 9,5-10 литров по городу, и не менее 6 по трассе. Но путём долгих упорных тренировок, и десятков тысяч километров пробега я всё таки, нашёл свой путь, свои истины, свою философию.
Как и в восточной философии, самым важным в моём мастерстве есть гармония единения автомобиля и водителя, разума и механизма. И по моему глубокому убеждению чем больше в авто всяких электронных механизмов что думают за тебя, тем сложнее достичь этой гармонии, всё должно быть просто на уровне инстинктов. В конкретном случае коробка автомат, делает это единение очень сложным, когда механизм властвует над тобой, и решает за тебя как ехать, но это тоже лишь своего рода препятствие, которое тоже можно преодолеть, и нет предела совершенству. Поэтому по возможности свои практики следует начинать на механизмах с механической коробкой передач, на малолитражных простых лёгких механизмах, так проще достичь гармонии. Также очень важно иметь обратную связь от механизма, в виде дисплея где отобразятся твои достижения(Бортовой компьютер).
Итак, на чём же стоит моя философия, на 4 китах, основах основ.
Основа Четвертая, ОБОРОТЫ
Физика процесса работы двигателя, такова что чем выше обороты двигателя, при езде по ровной дороге тем больше расход, поэтому простой вывод надо ехать на максимально минимальных оборотах.
Отсюда следует ряд практик, таких как: - езда всегда на повышенной передаче, из моих личных наблюдений при скорости 60 км/час на 4 передаче это 5,5-6 л/100, а на 5 это 4,5-4,7, разница в 1 л, очевидна без потерь в скорости. - старт с малых оборотов. Сложность практики состоит чтоб не задерживать поток других водителей, стартовать медленно но заранее когда трогается ещё 2-3 машина от тебя, а не когда впереди стоящая уже уехала. Ну и не забываем что для достижения хороших результатов, важно качество бензина, расходников, и состояние ДВС. Мои достижения езда в ежеутреней пробке от академгородка, до нивок, 25-30 минут, если ехать с 2-3тыс/об, то расход составит не менее 9 л/100, когда с малых, или вообще медленно едешь работая сцеплением без газа, то расход упал до 8 л/100, без ущерба скорости движения пробки. - ранее переключение, не стоит раскручивать двигатель до максимальных оборотов на каждой передаче, достаточно достичь оборотов максимального момента (2500-3000), потом лёгкое и быстрое переключение. - сохраняй ровные обороты, старайся всегда ехать на одних и тех же оборотах, например установи себе рабочими обороты 2-2,5, не выкручивай больше, и не едь меньше, подбирай передачами чтоб двигатель всегда был в этих оборотах. Такими образом меньше будет тратится энергии на переходные процессы в двигателе, будете сохранять один и тот же момент не создавая динамических нагрузок на детали, отсюда меньший износ его частей.
Основа Третья, МОМЕНТ
Сохраняй момент движения, основополагающая заповедь. Авто вопреки нашим желаниям подчиняется всем законам природы, а именно моменту, импульсу, инерции, и на его разгон тратится согласно статистики 60% топлива, и только 40 на прямолинейное движение. К тому же в автомобиле есть кучу узлов, деталей которые тоже имеют свои моменты, инерцию…
Отсюда ряд практик - не тормози, тормоз это убийца момента поэтому если нет необходимости(например пологий открытый поворот, ты на главной), не тормози до полной остановки, пройди его просто с отпущенным газом. В крайнем случае на пониженной. - не лети, оценивай всегда дорожную ситуацию, если впереди горит красный то не обязательно подлетать к перекрёстку и тормозить до нуля, достаточно отпустить газ и подкатится к перекрёстку(перестроившись естественно в правую), едь 60 на проспектах, это гарантирует тебе «всегда зелёный». - не жми сцепление, если не собираешься останавливается. Выжимая сцепление ты отключаешь двигатель и он в холостую крутится, теряет момент, а отпуская сцепление ты его снова раскручиваешь, тем самым изнашивая сцепление, и теряя бензин на его раскрутку. Сцепление надо быстро выжимать и мягко включать только при переключениях, или выключать при остановках, по возможности на дороге орудовать только газом и тормозом. - сохраняй момент движения, разогнался постарайся максимально дальше без тормоза проехать, тормозишь, не тормози до нуля, сбрось газ, подкатись, перестройся, найди путь которым ты сохранишь движение максимально долго, тем самым сэкономив топливо на разгон.
Основа Вторая, ПУТЬ
Путь твой воин должен быть прямым, без препятствий.
Практики очень простые, - не так страшно проехать 2-3 км объездной дорогой, как простоять полчаса в пробке. Всегда можно найти оптимальный путь, используй улочки, объездные дороги, небольшие дороги, не лезь в саму гущу и не пытайся проехать напролом через пробку, не будь ещё одним дураком что создает заторы. В помощь тебе карты, навигаторы, не бойся экспериментировать, тебе это сэкономит и топливо так как движение с ровным моментом по дороге «дешевле», чем стоять в пробке. - оценивай дорожную ситуацию, выбирай скорость, направление таким образом чтоб путь твой был ровным и не прерывистым. Как по мне проще проплестись пол км за маршруткой в потоке, если у неё нет остановок впереди чем попытаться её обогнать, также и обратное проще обогнать трамвай чем стоять на каждой остановке за ним.
Основа первая, УВАЖЕНИЕ
И самая важная. Не быкуйте, уступайте, пропускайте, если видите дурака на дороге, не нарушайте, и уважайте других водителей на дороге, это сэкономит вам нервы и бензин. А самое главное думайте не только за себя а и за других участников движения, не создавайте аварийных ситуаций, экспериментируйте с умом, выбирайте безопасный путь движения, ведь неразумный риск может вам стоить жизни, или не дай бог жизни другим участникам движения, а это наверно самая глупая трата.
Ну и маленькая просьба от меня лично паркуйтесь тоже уважая и думая за других, а не только за себя. Гармония то она везде должна быть.
В конечном итоге я пока достиг показателей на своёмCitroenC3 1,4 8v в 6 л/100 смешанный режим, 7-7,5 л/100 чисто по городу с конедеем, и 4,8 по трассе. Все кто ездит со мной отмечает уникальную особенность безопасной(с точки зрения комфорта) и быстрой езды, а когда говорю за расход не верят. Также когда сажусь за руль любой другой авто, тоже уже получается ездить на них экономно, как минимум достигать паспортных данных по расходу, так что как говорил Рутгер Хауэр в одном старом фильме: «… Так это же просто, как плавать, один раз научился и на всю жизнь…» Но нет предела совершенству….
ПС Как и в прошлом блоге, пост предназначен для тех кому это во первых интересно, а не для тех клавиатуру бестолку понажимать охота )))
* все цифры расхода указаны по показаниям Бортового Компьютера, средний при выбеге полного бака(500-600 км).