От ошибок при выборе моторного масла не застрахован никто. "Деньги" выяснили, как выбирать правильное автомобильное масло.
"Советы гаражных специалистов я бы поставил на один уровень с рекламными лозунгами в красочных рекламных буклетах. Практика показывает, что 99 мастеров из ста очень плохо ориентируются в смазочных системах и особенно в моторных маслах. Очень редко бывают грамотные специалисты даже на фирменных СТО, поэтому первое, что делаем, выбирая масло, -- забываем советы "дяди Васи" из гаража и открываем сервисную книжку вашего автомобиля", -- настоятельно рекомендует технический координатор компании "Камион-Ойл" Игорь Билоус.
Рекомендации сервисной книжки можно разделить на две составляющие. Техническую спецификацию масла -- вязкость (по SAE) и класс (по API или ACEA). Стоит переписать все эти данные из сервисной книжки и, покупая масло, обязательно убедиться, что все они присутствуют в его названии и описании.
"Рекомендации автопроизводителей по маслам нужно воспринимать как прямое требование. В то же время, упоминание какого-либо конкретного производителя масел -- необязательная рекомендация и, как правило, является скрытой рекламой", -- говорит генеральный директор "Нико Трейдинг" Михаил Бондаренко.
Если сервисная книжка утеряна -- не беда, информацию о том, какое масло подойдет двигателю вашего автомобиля, можно найти и в других источниках: у официального производителя, на фирменном сервисе или в специальных каталогах. Его можно найти в крупных специализированных магазинах или в каждом официальном представительстве компании-производителя.
Выбирая между синтетическими маслами, полусинтетическими и минеральными, стоит предпочесть лучшее. Специалисты считают, что сегодня лучшее -- это синтетика.
"Синтетическое масло будет самым правильным выбором, поскольку это лучшая защита двигателя и наименьшие потери на трение. Синтетика позволит сохранить двигатель в состоянии "как новый", что, соответственно, не приведет к падению мощности после длительного срока эксплуатации", -- говорит Михаил Бондаренко.
Конечно, лучше выбрать продукцию ведущих производителей масел -- Mobil, Castrol, Elf, Liqui Moly, Motul. А уж покупать масло необходимо только в проверенных местах -- на авторизованных СТО, в специализированных магазинах, на сетевых заправках или в супермаркетах. При оплате товара можно потребовать у продавца сертификат происхождения масла и -- обязательно -- товарный чек. Важно обратить внимание на целостность упаковки. А срок хранения масла, указанный на канистре, должен быть не более 5 лет от даты производства.
Как часто менять
Дизайнер Константин Авраимов три года назад купил себе новенькую "Мазду" и все время менял ей моторное масло так, как рекомендует автопроизводитель, -- каждые 20 тыс. км. "На СТО мастера мне советовали менять масло чаще -- хотя бы через 15 тыс. км, но я четко выполняю рекомендации автозавода. Однако последнее время я заметил, что машина стала "есть" больше бензина, чем обычно", -- рассказывает автомобилист. Специалисты с таким подходом не согласны и напоминают, что всегда надо делать поправку "на ветер". "Правильно, нужно читать рекомендации производителя. Но есть еще и особые условия эксплуатации. Наша страна, к сожалению, относится пока к тем зонам, где интервал обслуживания автомобилей нужно сокращать. У нас плохой сервис, отвратительные дороги и рваный режим движения в городах -- постоянные пробки", -- говорит Игорь Билоус. По его мнению, низкое качество бензина влияет на масло и сокращает срок его службы. В итоге в Украине масло надо менять раз на 10--12 тыс. км.
Распространенным заблуждением среди водителей является мнение, что если залить в машину какое-нибудь супер-дорогое и модное масло, то менять его можно будет реже. Это неправда. Интервал замены моторного масла определяется производителем автомобиля, а не масла.
Реже положенного менять масло не стоит, а вот чаще возможно и рекомендовано, если автомобиль эксплуатируется очень активно. Например, постоянно ездит с прицепом или работает в качестве такси. "Как-то микроавтобус, используемый для нанесения дорожной разметки, через 10 тыс. км приехал на замену масла. Когда открутили сливную пробку, из картера двигателя не вылилось ни капли -- все масло настолько загустело, что превратилось в пластичную смазку. Оказалось, что дорожники не учли условия эксплуатации -- автомобиль большую часть времени ездил на первой передаче. С учетом передаточного числа пробег двигателя составил эквивалент 40 тыс. км", -- рассказывает Михаил Бондаренко.
Сознательно смешивать масла разных производителей, допусков и классификаций не рекомендуется. Ведь разные масла имеют в своем составе разные присадки, и они могут плохо совмещаться друг с другом. Самым верным решением будет всегда возить с собой литр масла необходимой спецификации "на долив". Кстати, масляное голодание для двигателя гораздо хуже, чем "долив" масла другого качества.
Топ-7 популярных мифов о маслах
Миф № 1: Нельзя лить синтетику в старые двигатели Считается, что если в старый двигатель залить "синтетику", он начинает течь. Это не так. Современные синтетические масла, разработанные специально для изношенных двигателей, имеют модификаторы резиновых уплотнений для исключения подтеканий, а также повышенную вязкость для компенсации повышенного износа. Кроме того, они прекрасно вымывают всю грязь, накопленную за годы эксплуатации.
Миф № 2: Хорошее масло добавит автомобилю лошадиных сил Отнюдь. Нельзя только с помощью масла кардинально изменить технические характеристики двигателя в лучшую сторону. Однако хорошее моторное масло может обеспечить использование всей мощности мотора, заложенной разработчиком.
Миф № 3: Масло потемнело -- значит пришло в негодность Это было верно в далеком прошлом. Сейчас потемневшее масло даже сразу после замены говорит лишь о том, что моющие присадки выполняют свою функцию "на отлично". Специалисты говорят: "Темное масло -- чистый двигатель. Прозрачное масло сигнализирует, что присадок либо нет, либо они не работают".
Миф № 4: Синтетика слишком "жидкая" "Бывалые" автомобилисты, которые любят постучать ногой по колесу, часто также любят "на слух" определить и качество масла в канистре. На самом деле кривая изменения вязкости у минерального и синтетического масла разнятся, и при 20 ˚С синтетическое масло действительно менее вязкое, что не мешает ему достигать необходимой вязкости при 100 ˚C.
Миф № 5: При замене масла нужно использовать промывку Промывка -- это тоже пережиток прошлого. Современные масла обладают моющими свойствами гораздо лучше любой промывки, поэтому промывка в данном случае только "загрязняет" двигатель.
Миф № 6: Чем больше вязкость масла, тем лучше защита двигателя Для современных масел и современных двигателей это не работает. Функцию защиты от износа взяли на себя особые присадки, а не толщина масляной пленки.
Миф № 7: Масло в канистре лучше, чем масло в бочке Этот миф относится к периоду недоверия к сервису, когда клиент всегда стоял рядом с автомобилем и контролировал процесс. На самом деле, масло в бочке -- того же качества, что и в канистре, к тому же многие автосервисы продают его дешевле.