Многих будущих автовладельцев от покупки машины отпугивает не столько ее цена на базаре, сколько стоимость оформления в ГАИ. Дело в том, что за право стать автовладельцем в нашей стране нужно выложить немаленькую сумму. Как законно купить автомобиль, каких автосделок стоит остерегаться.
Во-первых, нужно заплатить 3% от признаваемой государством цены в Пенсионный фонд. Например, если автомобиль в ГАИ оценили в 80 тыс. грн. («Дэу Ланос» в нормальной комплектации), в пользу пенсионеров нужно отдать 2,4 тыс. грн.
Во-вторых, нужно заплатить транспортный сбор (54—540 грн.)
В-третьих, — за услуги банка (0,5% от предыдущих платежей), в-четвертых, выложить 300—500 грн. за полис ГО. На этом фоне услуги МРЭО (порядка 700 грн.) выглядят, как издевательство (за что берут такие деньги?). А при покупке залогового авто нужно выложить еще и за нотариальное оформление сделки, юрэкспертизу, оценку, расходы за операцию с реестрами и еще 2—3 придуманных банком платежа.
Если автомобиль старше 8 лет ввозится из-за рубежа, то возникают вопросы с его растаможкой и уплатой повышенного акциза и транспортного сбора — размеры этих платежей могут быть выше, чем стоимость самого автомобиля: например, если купить Volvo 940 в идеальном состоянии в Германии за 2—3 тыс. евро, то для его легализации в Украине нужно отдать порядка 50 тыс. грн.
Так и хочется плюнуть на все эти платежи и придумать какую-то хитрую схему, которая позволит «ездить и так». Тем более, что интернет и автопресса заполнены объявлениями о продаже «машины по доверенности», на авторазборках предлагают «привезти тачку под документы», а знакомые и вовсе говорят, что «дядя сестры кума» работает в ГАИ и может помочь с легализацией за символические $10 тыс.
В такие моменты люди забывают народную истину о том, что «дешевая рыбка — плохая юшка», и идут на поводу у различного рода дельцов-мошенников. «Сегодня» при помощи юриста Донецкой коллегии адвокатов Марины Гавяды выяснила, каких автосделок и в каких случаях стоит остерегаться.
МАШИНА ПОД ВЫКУП
Стандартная ситуация — на рынке или в газете появляется хороший автомобиль по приемлемой цене, но денег на него не хватает, банк кредит наличкой не дает, а родственники и знакомые занять тоже не могут. Продавец же торопит — «Бери машину сейчас же, а то на нее у меня очередь из десяти человек стоит».
Потенциальный покупатель загорается и теряет бдительность. Вот тут-то мошенник и начинает психологическую атаку — «Давай денег сколько есть, я напишу доверенность и будешь кататься на ней до полной выплаты. А потом оформим на тебя». Покупатель соглашается, и они идут к нотариусу для оформления доверенности. Однако после выплаты продавец не спешит снимать машину с учета, а ликвидирует доверенность у нотариуса (имеет на это право) и заявляет об угоне.
Не рискуйте с такой схемой, особенно если авто стоит дороже $4 тысяч. Любые договоренности фиксируйте письменно, а возвращая деньги, берите расписки. Если уже попались на уловку, пишите в милицию встречное заявление о мошенничестве.
РИСКИ С «ГЕНЕРАЛКОЙ»
Продавец предлагает купить машину по генеральной доверенности. Мол, снять/поставить на учет в ГАИ дорого, так давай оформим документы у нотариуса и сэкономим на налогах и МРЭО. А потом в любой момент сам снимешь с учета. Отличие этой схемы от предыдущей в том, что машина по обычной доверенности отдается под выкуп, а по гендоверенности выдается сразу вся сумма.
Как и в предыдущем случае, продавец может отозвать доверенность в любой момент, а нотариус не имеет права отказать в такой операции. После этого начинается «развод» с подачей заявления на угон — как с этим бороться, мы уже описали. Однако даже если вам продает авто не мошенник, есть риск, что владелец автомобиля умрет. В этом случае право собственности переходит на его наследников, а управлять автомобилем по документу, выписанному умершим человеком, нельзя.
Единственным выходом, если вы уже попали в такую ситуацию, является обращение к наследнику владельца. Однако он должен вначале оформить авто на себя, после чего опять снять с учета и продать (подарить) его вам. Естественно, процесс этот очень долгий (минимум полгода) и затратный (двойное оформление).
МАШИНА ПОД БУМАГИ
Допустим, у вас есть старая иномарка, которая постоянно нуждается в ремонте, а приводить ее в полный порядок слишком дорого. На авторазборках часто предлагают не тратиться на «клячу, которую проще пристрелить, чтобы не мучилась», а снять с нее идентификационные таблички и переставить на свежепригнанную из Германии в отличном состоянии, продав остатки на металлолом.
При проверке во время техосмотра любой гаишник способен увидеть следы от замены номерных деталей и отправит машину на штрафплощадку за незаконное переоборудование и незаконный ввоз — авто просто конфискуют как контрабанду.
Перед проведением работ лучше всего обратиться в ГАИ с заявлением, что авто нуждается в замене кузова, после чего получить на разборке чек о том, что они продают уже растаможенный кузов либо его элементы, и легализовать замену в ГАИ — при этом в техпаспорт вписывают новый номер кузова и цвет.
ЗАНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ
При оформлении ГАИ авто эксперт-оценщик по каталогам определяет рыночную стоимость авто, с которой нужно заплатить 3% в пользу Пенсионного фонда. У автомобилиста есть сооблазн дать оценщику взятку, чтобы тот подсчитал по более выгодному тарифу.
Со сменой власти в ГАИ начались чистки, во время которых такого рода факты вскрылись практически во всех МРЕО и часть сотрудников ГАИ была уволена (особенно сильный скандал разгорелся во Львовской области), а против некоторых грозят возбудить уголовное дело, привлекая автовладельцев в качестве соучастников (дача взятки — тоже преступление).
Факт взятки доказать не так уж и просто, даже если сотрудник ГАИ дал показание, что автовладелец действительно заплатил деньги за выгодное оформление. Поэтому проще всего — просто отрицать такие обвинения, а на тот факт, что авто стоит дороже, чем его оценили, всегда можно ответить, что с тех пор его несколько раз ремонтировали, мол, цена, естественно, выросла.
МАШИНЫ-ДВОЙНИКИ
На протяжении нескольких лет в Украине существовала популярная схема легализации нерастаможенных авто посредством изготовления на них документов-копий на зарегистрированный в базе ГАИ автомобиль. Продавцы реализовали такие машины по доверенности со словами «не для продажи» и уверяли, что если лишний раз в МРЭО не заезжать, никто ничего не заподозрит.
Владелец одного из двойников Леонид Ш. рассказал нам, что на деле его останавливали «кобровцы» 10—12 раз за несколько лет и каждый раз с ухмылкой говорили, что хорошо знают все такие машины, намекая на взятку — за три года так пришлось отдать более $3 тыс. откупных и сильно понервничать — за такие действия могут завести уголовное дело.
Если решились купить машину по доверенности, то, чтобы не попасть на двойника, обратитесь для оформления к своему нотариусу, а не навязанному продавцом, и убедитесь в том, что доверенность внесли в реестр (мошенники выдают доверенности на ворованных бланках). Обязательно, чтобы документ выписывал владелец, а не его представители. А если двойник все-таки попался, его лучше продать по запчастям.