Украинская ГАИ, несмотря на кризисное финансирование, продолжает активное внедрение новых технологий в борьбе с нарушителями. Совсем скоро в почтовых ящиках быстрых водителей снова появятся «письма счастья».
Только теперь отправителем штрафов будет не одиозный прибор «Визирь», а его более совершенные «технобратья» - TruCAM и «Арена».
«Честный радар» - TruCAM
Уже сейчас в Украине полностью завершены полугодичные испытания двух измерителей скорости. Первый из них, без преувеличения, супер-радар - американский TruCAM («Честная камера»).
Этот прибор (кстати, уже прошедший аттестацию в Украине еще в прошлом году) разрабатывался совместно специалистами NASA и Laser Technology.
Главным его преимуществом есть лазерная наводка.
В российском «Визире» она отсутствовала, и поэтому нередко прибор фиксировал скорость более быстрого автомобиля, фотографируя при этом в потоке соседний - медленный. И немалое количество судебных исков показало недостаток схемы, когда фотоаппарат и радиолокационный радар не совмещены.
Разработчики TruCAM ошибку не повторили - на фотоснимке этого прибора автомобиль нарушителя обозначается красным крестиком.
По словам начальника Департамента ГАИ МВД Украины Валерия Лозового, «TruCAM более современный, чем «Визирь», точно определяет транспортное средство - причем не зависимо от плотности потока. Но самое главное - новый прибор защищен от вмешательства в его работу сотрудника ГАИ».
Фиксировать же скорость технология позволяет на расстоянии до 1200-1500 м.
Еще одно принципиальное отличие «американца» - наличие GPS-датчика. Таким образом, каждая фотография имеет проставленные координаты местности.
«Визирь», как известно, такой опции не имел, что вызывало юридические противоречия. Ведь, например, снимок с машиной, которая движется 90 км/час, может считаться нарушением, только если сделан в городе, а не на трассе. По самой же фотографии определить категорийность дороги было тяжело.
Конечно же, новый чудо-радар имеет немало флеш-памяти - в автоматическом режиме его запас - впечатляющие 40 тысяч фотографий. Иными словами, две с половиной сотни потенциальных нарушителей в час, при этом запаса батарей радара хватает на 15 часов автономной работы.
Однако правозащитники не питают иллюзий по поводу TruCAM.
Адвокат Юрий Борщевский заявляет: «Прибор прошел государственную метрологическую аттестацию (№22-0807 от 20 июля 2009 г.) то есть эксперты подтвердили его соответствие заявленным техническим характеристикам. Однако сертификацию TruCAM еще не получил, соответственно использовать его в Украине нельзя». Еще одна интересная возможность TruCAM - возможность измерения дистанции между машинами в потоке. За ее нарушение руководители Департамента ГАИ Украины также обещают штрафовать, однако использовать американский радар в ближайшее время планируют только для контроля скоростного режима. На сегодняшний день, приборов TruCAM у украинских гаишников всего 5. Однако эксплуатировать их будут активно (в разных областях), параллельно закупая новые и передавая устройства в региональные управления.
Интересно, что камеры этой модели активно используют и на дорогах Старого Света - к примеру, во Франции их установлено 1700, в Италии - 1500, в Австрии - 1100 TruCAM. Впрочем, руководство ГАИ МВД Украины малое количество приборов не смущает, ведь немалый расчет делается на психологический фактор.
На многих трасах и в городах (по европейскому образцу) будут установлены специальные бронированные боксы, куда инспекторы и будут устанавливать TruCAM.
Понять, где он есть в конкретный момент, а где сейчас «пустышка», понять не возможно. Ведь бокс наглухо закрыт, а стекло, через которое ведется съемка - тонированное. Нынче только в Киевской области этих серых коробок установлено 6 - на Одесской, Житомирской и Харьковской трассах.
Конечно же, приборы охраняются по полной - дверца с замком под сигнализацией, а рядом с каждым хранилищем установлены камеры безопасности. Не стоит удивляться подобным мерам предосторожности - стоимость одного TruCAM достигает 125 тыс. гривен.
Тем более, отечественные ГАИшники хорошо помнят опыт российских коллег. Когда несколько лет подобные коробки стали ставить на дорогах Федерации, горячие рейсеры лихо расстреливали камеры из охотничьего и пневматического оружия...
Основные тех. характеристики радара TruCAM (USA): — Время реакции: 0,33 с — Температурный диапазон: - 10 град. С - +60 град. С — Диапазон скоростей: 0 км/час - 320 км/час — Точность: ± 2 км/ч — Минимальная дистанция: 15 м — Режим плохой погоды: 61 м — Максимальная дистанция: 1200 м — Матрица фото: 3.1 MPixel — Разрешение (точек): 480x360 (видео), 2048х1536 (фото) — Количество клипов: 6000 на SD 4 Gb — Время автономной работы: 8-15 часов — Приемник GPS: 20 каналов — Метод определения скорости: лазер — Лазер: импульсного типа — Длина волны: 905 миллимикрон — Расхождение луча: 2,5 миллирадиан
На очереди «Арена»
Прибор «Арена» российских инженеров из компании «Ольвия» - еще одна гордость украинских стражей дорог стоимостью под 250 тыс. грн.
Однако прибор еще не прошел государственную метрологическую аттестацию.
Этот радар работает в полностью автоматическом режиме, причем может фиксировать нарушения сразу по трем полосам движения. «Арену», при работе без вмешательства инспектора, также устанавливают в защищенный бокс рядом с проезжей частью, под углом 25 град.
Кроме того, этот радар опционально может быть оборудован инфракрасным прожектором, позволяющим фотографировать нарушителей и ночью.
Всю информацию прибор способен передавать на пост ДПС по специальному радиоканалу - на расстояние до полутора километров. Однако здесь и кроется наиболее юридически уязвимое место новых радаров.
Адвокат Юрий Борщевский отмечает: «Согласно п. 5 Статьи 10 Закона о милиции, сотрудник ГАИ обязан пресекать административные нарушения. А в результате противоречия в Административном кодексе получается, что правоохранительные органы своей работы по пресечению нарушений (в данном случае - превышения скорости) не выполняют, зато пассивно их фотографируют». Основные тех. характеристики радара «Арена» (Россия): — Длина зоны контроля, не более - 8 м — Ширина зоны контроля, не более - 10 м — Диапазон измерения скорости - от 20 до 250 км/ч — Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения скорости, не более - 2 км/ч — Формат данных - JPG-файл, с разрешением не менее 640х480 пикселей — Объем внутреннего архива, файлов, не менее - 10 000 — Рабочая частота излучения, ГГЦ - 24,15; 0,1
«Визирь» пока остается
Согласно правилам, про наличие боксов с камерами в населенных пунктах будут предупреждать специальные знаки. Водители, много ездящие по Украине, знают - они уже установлены при въезде практически в каждый (даже небольшой) населенный пункт. Нередко за такими знаками работают сотрудники Госавтоиспекции с радарами «Визирь».
Нынче они применяется в т.н. открытом режиме - при фотофиксации нарушения водителя останавливают и составляют протокол в его присутствии.
На сегодня это единственный юридически верный метод использования прибора.
Как отметил Валерий Лозовой, начальник Департамента ГАИ МВД Украины: - «Визирь» сейчас используется не в автоматическом режиме. Хотя в настоящий момент этот прибор прошел лицензирование, получены все документы на его использование именно в автоматическом режиме». Адвокат Юрий Борщевский же ссылается на Предписание заместителя Генерального прокурора Украины №07/1/2-165 от 02.07.09, которое запрещает практику вынесения постановлений в делах про административные нарушения без составления протоколов и без участия лиц, которые и привлекаются к административной ответственности». Нам же с вами, налогоплательщикам, волноваться не стоит - 500 «Визирей» стоимостью 24 тыс. грн каждый останутся на службе.
С появлением на дорогах TruCAM, старые радары будут продолжать работу в ручном режиме.
Также в качестве законных измерителей скорости сотрудники МВД могут использовать «Беркут», «Сокол», «Искру-1», «Радис» и «Рапиру».
Что же делать, если Вас остановили гаишники и на основании показаний радара без фотофиксации пытаются выписать протокол?
В этом случае юристы рекомендуют, подписывая документ сделать примечание - «Скорость не моя, а автомобиля, который двигался в попутном направлении рядом. Доказательств, что зафиксированная скорость принадлежит именно моему авто - нет».
По опыту многих водителей, протокол с такой подписью не приходит. А если все же и придет, то его можно (с высокой вероятностью выигрыша) оспорить в суде.
Основные тех. характеристики радара «Визирь» (Россия): — Диапазон измерения скорости - от 20 до 250 км/ч — Разрешение (точек): 480x360 — Рабочая частота излучения, ГГЦ - 24,15; 0,1 — Максимальная дистанция: 400 м — Точность: ± 1 км/ч — Дальность определения регистрационного номерного знака автомобиля - 80 м
Методы борьбы
Основной метод борьбы с суперсовременными радарами весьма прост. Это - снижение скорости до законных пределов в момент приближения к боксу.
Напомним, что согласно 122-й статьи Административного кодекса Украины, нарушением считается превышение скорости на 20 км/ч.
Ведь основное преимущество «Визиря» - мобильность - здесь не работает. Боксы стационарные, и запомнить их местонахождение не составляет труда.
Если же вы боитесь «фотоотчета» при поездке в незнакомые регионы, то можно поискать информацию в интернете - уже сейчас на форумах водители активно сообщают замеченные места монтажа боксов с камерами.
Еще один метод - старый добрый антирадар. Однако старым конструктивно он быть не может - ведь устройство должно работать именно в лазерном диапазоне.
Также эксперты прогнозируют всплеск «нетехнологических» методов борьбы - искусственное загрязнение номерных табличек, использование бликовых рамок из оргстекла и т.д.
Юристы же обещают значительное увеличение судебных исков после возобновления «писем счастья». По словам адвоката Юрия Борщевского, согласно Статьи 14-1 Кодекса Украины про административные нарушения, к ответственности за нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в случае их фиксации специальными техническими средствами привлекаются владельцы транспортных средств.
То есть, внедрение новых радаров не решает главной проблемы - на каком основании «письмо счастья» приходит владельцу?
Ведь за рулем мог находится не он, а родственник или доверенное лицо. А доказать и выяснить, кто был за рулем (т.е. установить личность нарушителя), должны именно правоохранительные органы - перед отсылкой протокола. Тем более, подобная «заочная» отсылка протокола нарушителю лишает его законного права пояснить свои действия в соответствующем разделе протокола.
В то же время, большинство украинских водителей, юристов и правоохранителей едины - жесткий контроль за скоростным режимом необходим. Особенно при той ужасающей статистике аварийности на отечественных дорогах.