Существует множество мифов в контексте трактовки правил дорожного движения. Байки создаются как работниками ГАИ, так и самими водителями. Ведь очень часто вместо "буквоедского" перечитывания Правил дорожного движения водители пытаются пользоваться здравой логикой и обычаями, а гаишники в свою очередь истолковывать все в нужную им сторону для выполнения фискального плана по наполнению бюджета. Попробуем рассмотреть самые известные и распространенные мифы и, опираясь на букву закона, установить истинное положение вещей.
Следующую версию я слышал от многих водителей. Она заключается в том, что если пешеход даже с противоположного края дороги шагнул на "зебру", то на водителя ложится обязанность остановиться и ждать, пока пешеход не перейдет дорогу. В принципе очень хорошее правило, ведь пешеходы часто бывают неадекватными. Могут, например, резко остановиться или, наоборот, побежать. Конечно, в основном этот миф поддерживается гаишниками совсем по другой причине. Ведь очень тяжело оправдаться, когда у инспектора на видео запечатлено, как водитель нагло переезжает "зебру", на которой в это время находится пешеход. Но, если заняться "буквоедством" Постановления Кабмина, которое регламентирует ПДД, то согласно пункту 18.4. "если перед нерегулируемым пешеходным переходом уменьшает скорость или остановилось транспортное средство, водители других транспортных средств, которые двигаются по соседним полосам, должны уменьшить скорость, а в случае потребности остановиться и могут продолжить движение, лишь убедившись, что на пешеходном переходе нет пешеходов, для которых может быть созданное препятствие или опасность". То есть, вряд ли машина, которая находится на противоположной стороне, может создавать какую-либо опасность либо помеху для пешехода, который только начал движение. Но при этом все равно в случае наличия инспекторов ГАИ на дороге рекомендую останавливаться перед пешеходными переходами, прежде всего во избежание не нужных конфликтов и споров.
Также сохранились некоторые архаизмы, оставшиеся от Правил дорожного движения, принятых в 1993 году и прекративших своё действие в 2002 году с принятием новых Правил. Например, под термином "обгон" теперь подразумевается только опережение транспортного средства с выездом на встречную полосу, хотя раньше засчитывался даже без выезда на нее. Также разрешается пересекать одинарную сплошную, но только в строго определенных случаях, для объезда неподвижного препятствия, размеры которого не дают возможность осуществить ее безопасный объезд, не пересекая эту линию и обгона одиночных транспортных средств, которые двигаются со скоростью менее 30 км/час.
Существует еще нарушение, которое называется «создание аварийной обстановки», за что можно получить приличный штраф и лишится прав на срок до 1 года. А вот особенность состоит в том, что для привлечения к ответственности за это нарушение нужно условие - наличие потерпевшего. Что подтверждается Постановлением главы Верховного суда Украины от 27 мая 2005 года, по которому решение местного суда было отменено из-за того, что в материалах дела относительно правонарушителя было не указано, какие именно действия были им совершенны, для какого участника дорожного движения была создана аварийная обстановка, относительно кого и какие приоритеты были установлены, которых не придерживался нарушитель.
Еще один мифический момент связан с названием дорожного знака «Конец всех запретов и ограничений», Дело в том, что этот знак прекращает действия только прямо запрещающих знаков и то далеко не всех. То есть, например, на действие приказного знака «Движение прямо» он никак не повлияет, знак будет действовать до перекрестка. Тут, кстати, выплывает еще один миф - знак «Движение прямо» НЕ запрещает повороты направо во дворы или другие прилегающие территории, за что иногда могут оштрафовать гаишники наивных водителей.
Если под каким-либо запрещающим знаком висит табличка «Гололедица», то даже в зимних погодных условиях и скользкой обледеневшей дороги в конце ноября или в начале марта запрещающий знак действовать не будет. Хоть стоит, конечно, информацию о состоянии дороги принять к сведенью, но согласно пункту 7.12. ПДД действие таблички «Гололедица» распространяется только на зимнее время.
Стоит помнить, что знак «Поворот налево запрещен» никак не запрещает разворот. Но важно то, что ситуация зеркальна со знаком «Место для разворота», которым в свою очередь запрещается поворот налево.
В итоге, есть резон всегда в бардачке с собой возить маленькую брошюрку правил ПДД, потому что если инспектором инкриминируется ложное правонарушение, то очень серьёзную роль будет играть указанный в протоколе пункт, который оправдывает водителя.