Настоящие самолёты летят по виртуальным коридорам, висящим прямо в небе. Такова фантастическая идея, которая готова вот-вот превратиться в новый вид спорта. Ещё недавно она могла похвастать только бумажными набросками, но вот на днях необходимая технология наряду с самими летательными аппаратами была впервые продемонстрирована в деле.
24 апреля "Лига ракетных гонок" (Rocket Racing League) провела в городе Талса в Оклахоме первые показательные выступления необычных самолётов, предваряющие невиданные спортивные состязания.
Одновременно в воздух поднялись Mark II X-racer и Mark III X-racer. Для последнего это вообще был дебют. Лётчики ещё не состязались между собой всерьёз, но 30 тысяч болельщиков, приехавших в Талсу, впервые смогли приближённо представить, как будут выглядеть соревнования ракетной лиги.
Во время субботнего выступления два самолёта поднялись в небо с разницей в 13 секунд. Было два полёта, но во время второго, когда тест-пилоты лиги должны были показать пилотирование на малом расстоянии друг от друга, у одного из аппаратов произошёл сбой в двигателе и электроника аварийно отключила его. Лётчик благополучно сел на полосу в планирующем режиме (фотографии Rocket Racing League).
Напомним вкратце, что основная идея – очное состязание от двух до десяти летающих машин. Технически они практически идентичны друг другу, но принадлежат разным командам (их список понемногу ширится). На этих "снарядах" отважные пилоты должны проходить замкнутую воздушную трассу с многочисленными виражами, подъёмами и спусками – всё в непосредственной близости от земли.
Показ новых ракетных самолётов состоялся в рамках специального мероприятия QuikTrip Air & Rocket Racing Show (иллюстрация Rocket Racing League).
В основе обеих текущих версий "Икс-рейсеров" лежат лёгкие крылатые аппараты американской компании Velocity. Все её модели отличают схема утка и заднее расположение двигателя с толкающим воздушным винтом, что оказалось очень удобно для целей лиги.
Редкий тип самолётов – только одна из изюминок данного состязания. Они, как явствует из названия лиги, будут приводиться в движение двигателями не поршневыми, не турбовинтовыми и даже не турбореактивными, а ракетными. Именно такова и была парочка, показавшая свои возможности в небе в минувшую субботу (фото Rocket Racing League).
Для превращения серийных "птах" в воздушные болиды по стандартам лиги инженерам пришлось заменить силовую установку: X-racer получили агрегаты, построенные небезызвестной компанией Armadillo Aerospace.
Максимальная скорость этих спортивных самолётов составляет 322 км/ч, что весьма серьёзно, учитывая, что состязание будет проходить на высотах всего-навсего в десятки и сотни метров.
Питаются движки "Икс-рейсеров" этанолом, а окислителем служит жидкий кислород. Оба компонента находятся в баках под высоким давлением (за счёт сжатого гелия). Двигатели развивают тягу в 1,1 тонны (фотографии Rocket Racing League).
Поскольку у "Икс-рейсеров" нет дросселя, то есть плавного регулирования тяги, пилотам потребуется в течение гонки много раз включать и выключать движок, сочетая моменты разгона с планирующими участками.
227 килограммов спирта и аналогичного количества жидкого кислорода машине хватит на две минуты полной тяги. Так что побеждать в гонках должны не просто участники с самым аккуратным и точным пилотированием, но те, кто сможет наиболее рационально распределить по трассе моменты раскрытия своего огненного хвоста. Его длина, к слову, достигает четырёх-пяти метров.
Благодаря сравнительно малому весу и приличной тяге аппараты, подготовленные по спецификации лиги, отрываются от взлётной полосы через четыре секунды после запуска ракетного двигателя (фотографии Rocket Racing League).
Вторая изюминка этих гонок: применение новейших компьютерных технологий, а именно — расширенной или смешанной реальности (Augmented Reality – AR).
Благодаря 3D-дисплею в шлеме пилоты будут видеть перед собой висящие в воздухе виртуальные элементы трассы (разнообразной формы ворота и различные указатели), их же в разных ракурсах смогут наблюдать на больших экранах и зрители на трибунах.
Никаких надувных колонн и прочих настоящих элементов, как на классических авиационных состязаниях, тут мы не увидим – весь путь пилотов будет отражён только в виртуальной реальности (иллюстрации Rocket Racing League).
Вместе с телезрителями болельщики на трибунах смогут следить ещё и за трансляцией с бортовых камер, показывающих гонку глазами участников. Разумеется, также с наложенными поверх реальной картинки виртуальными знаками.
Чтобы показать, что описанная технология уже существует и работает, лига оборудовала необходимой аппаратурой обычный самолёт марки Cessna.
На глазах зрителей в Талсе он прошёл в небе виртуальную трассу, которую гости лиги могли наблюдать на больших экранах. И виртуальный шлем для пилотов, и эта экранная трансляция смешанной реальности в этот день были представлены перед публикой впервые.
Шлем с системой смешанной реальности, который будет применять лига в своих гонках, – это новейший израильский Targo Racer. В нём компания Elbit Systems, крупный специалист в области авионики, применила технологию, изначально разработанную для пилотов истребителей. Именно этот шлем и будет показывать спортсменам трассу, называемую лигой 3D Raceway-In-The-Sky (иллюстрации Elbit Systems, Rocket Racing League).
В нынешнем году, а также в 2011-м лига намерена провести ещё несколько публичных демонстраций подготовленных по всем правилам ракетных спортивных самолётов, прежде чем настанет черёд первого старта официальных гонок в 2012 году. Об этом заявил Рэми Вайц (Ramy Weitz), генеральный директор лиги.
Ещё один интересный момент – заправка ракетных самолётов (полностью она занимает час). Лига показала, что с помощью сравнительно малочисленной наземной команды техников она может заправлять два "Икс-рейсера" одновременно (фото Rocket Racing League).
Оставшееся время специалисты потратят на шлифовку технологий и отработку разных аспектов организации столь инновационного состязания. А как проходил нынешний показ и на что будет похожа воздушная гонка XXI века – можно увидеть в этом ролике.