Распространение автомобилей с электродвигателем – это вопрос времени, а не один из вариантов развития событий. Поэтому давайте посмотрим на различные взаимодействия и цепочки, которые пострадают (или выиграют) от появления электромобилей.
С точки зрения покупателей, цена покупки и обслуживания такого автомобиля скоро станет сопоставима с ценой на традиционные авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Технологии производства и проектирования электрических авто будут совершенствоваться, стоимость – уменьшаться. Со снижением цены придет спрос на электрокары. По данным различных консалтинговых компаний, от 10 до 20% всех новых проданных автомобилей к 2020 году будут либо электрическими, либо гибридами с возможностью подзарядки от сети.
Распространение электрических автомобилей (ЭА) окажет серьезное влияние на автопроизводителей. В течение следующих десятилетий появится множество новых финансовых цепочек, звенья которой будут рассчитаны на получение прибыли не от природных нефтяных запасов, но от высокотехнологичных компонентов ЭА, таких как литий-ионные батареи. Разработки в этой области создадут около 1 млн рабочих мест по всему миру, потенциальный денежный оборот превысит $300 млрд.
Tesla Model S - полностью электрическое авто
Новое направление автоиндустрии окажет двоякий эффект на производителей. Компании, которые включают в свои бизнес-планы электроавтомобили, должны будут учесть нужды всех звеньев новой цепи производства - необходимо будет разработать новые стратегии развития. В свою очередь, компании, бизнес которых ориентирован на получение прибыли в нефтяной индустрии серьезно пострадают, если не адаптируются к ожидаемому падению прибылей и уменьшению нагрузки на производственное оборудование.
Toyota Prius Hybrid с возможностью подзарядки от сети
Это все общая теория и рассуждения, поэтому давайте перейдем к более конкретным вещам.
Энергетическая промышленность. С увеличением потребностей потребителей в электроэнергии, нагрузка серьезно возрастет. Службы, занимающиеся продажей электроэнергии конечным потребителям, получат огромный дополнительный финансовый поток. Поддержка электромобиля сравнима с подключением к электросети дополнительной квартиры, что означает $5000 прибыли на протяжении всего «жизненного цикла» автомобиля. При этом нефтяные компании теряют около $14000 за тот же период. Главное – суметь адаптировать сеть к повышенным нагрузкам.
Нефтяные компании. Тут все зависит от выбранной линии развития. Нефтяные гиганты могут сами включиться в денежную «электрическую цепочку», переориентироваться на увеличенные объемы производства не топливной продукции (масла, смазочные материалы и т.д.). Потеря значительной части топливного рынка немного сгладиться за счет общих продаж автомобилей (все равно бензиновые машины будут покупать, хоть и в меньшем количестве).
Производители двигателей и станции обслуживания. Компании, поставляющие ДВС и трансмиссии автопроизводителям, понесут потери в связи с уменьшением объема заказов. Те, кто смогут предложить литий-ионные батареи по конкурентоспособным ценам, смогут смягчить удар по своей прибыли. По прогнозам, в этой сфере «бензинщики» потеряют около $5000 на автомобиль, производители электрических силовых установок получат $6000. Электромобили требуют меньшего объема обслуживания, поэтому сервисным станциям придется предоставлять дополнительные услуги: зарядку батарей, программы скидок. Грамотная реклама также сыграет не последнюю роль, внеся общий вклад в развитие «электрического» автомобильного сектора.
Одним словом, перспективы и варианты развития безграничны. Даже IT-индустрия может включиться в новую эру автомобилей – Nissan и Apple работают над программой для смартфонов, которая будет отображать статистику по электромобилю: уровень заряда батарей, расстояние до ближайшей станции зарядки и т.д.
Как и с любой «прорывной» технологией, потерь одних направлений и развитий других не избежать, и каждый будет адаптироваться к новым условиям. А кто не захочет принять изменения – тому уготовано место лишь на страницах истории…