В Киеве значительный объем штрафов выписывается на основании скрытой фотовидеосъемки, проводимой сотрудниками ГАИ. Но даже сейчас такие методы не всегда законно используются стражами порядка на дорогах. В результате ни о чем не подозревающий водитель становится легкой наживой для автоинспекторов. Сотрудников ГАИ, которые в открытую стоят «с фарой» для замера скорости, на столичных дорогах увидишь не часто. Работники жезла нашли для себя неплохой вариант - фото- и видеосъемка потенциальных «клиентов» и составление на основании этого постановления о взыскании штрафа, которое отсылается затем по адресу владельца авто. Наиболее популярная сумма штрафа, которую приходится оплачивать киевским водителям, обычно оставляет 300 гривен и чаще всего - за превышение скорости. Но не все водители знают, что фиксация правонарушений должна проводиться по четко определенному порядку. Как правило, сотрудники ГАИ базируются в таких местах, где люди, спешащие на работу, после традиционной тянучки стараются ускориться на свободном участке дороги. Кроме того, зачастую автоинспекторы останавливают на обочине свои машины без опознавательной раскраски и госзнаков МВД и ГАИ. Как заверил начальник отдела по связям с общественностью столичного ГАИ Евгений Кравец, скрытый контроль за дорожным движением проводится вполне законно, согласно приказу министра МВД Украины №1111. «Поэтому не следует ругать работников ГАИ за такие методы деятельности и тем более на них обижаться. Они просто выполняют свою работу, согласно приказу», - разъяснил Кравец. В то же время, в пункте 12.2 этого указа говорится о скрытом надзоре гаишников на служебных авто без опознавательных знаков, но только во время движения в потоке машин. Значит, действия милиционеров из засады неправомерны, а собранные таким образом данные не должны быть использованы в материалах админдела. Тем временем среди водительской братии уже появились неологизмы, грустно разбавившие наш привычный лексикон. «Доярки» - сотрудники Госавтоинспекции, обычно караулящие свою добычу на междугородних трассах, «письма счастья» - уведомление от ГАИ с кругленькой суммой штрафа. Чтобы не стать легкой наживой для ГАИ, используйте несколько маленьких хитростей: 1- сообщение о правонарушении приходит с уведомлением. Если его не приносит почтальон, за письмом следует отправиться в почтовое отделение. Если вы водитель и не ждете ни от кого подобных писем, просто никуда не ходите. Через месяц эти письма возвратятся в ГАИ; 2- старайтесь, по возможности, ехать в середине группы машин. «Визир» в такой ситуации на ваше авто не среагирует; 3- сотрудники Госавтоинспекции имеют право фиксировать правонарушения только в специально установленной зоне наблюдения. При этом, на данном участке должны быт установлены соответствующие предупредительные знаки. Об этом говорится в законопроекте №4137 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (относительно предупреждения об использовании средств фото- и видеонаблюдения за участниками дорожного движения)»; 4- в «письме счастья» должен быть указан и номер прибора, зафиксировавшего нарушение, и сведения об инструктаже, который обязан пройти пытающийся вас оштрафовать инспектор. Если этого нет, постановление можно и нужно обжаловать; 5- съемка может производиться только с движущейся машины, которая ни в коем случае не может принадлежать частному лицу (например, тому же инспектору) - это может быть только служебная машина ГАИ.