Дубай - второй по величине эмират. Название произошло от арабского названия молоди одного из видов саранчи - шестоцерки (по-арабски саранча - "дибба", а уменьшительно-ласкательное производное слово "дубай"). Возможно, это название связано с тем, что здесь было место периодического размножения саранчи, которая любит влажную почву. Судя по сохранившему названию городского района "Бур Дубай" ("Саранчовый колодец"), здесь когда-то был колодец. Кстати, саранча увековечена в названии еще одного эмиратского города - Диббы на восточном побережье. Другой район г. Дубай - Дейра на местном диалекте означает просто "селение".
Основание арабского поселения Дубай относится к далекому 830 году. По преданию, Дубай был основан небольшим кланом, который вышел из оазиса на территории современного эмирата Абу-Даби. На протяжении столетий Дубай являлся небольшой деревней на берегу Персидского залива. В средние века Дубай стал постепенно приобретать все большее торговое значение, соперничая с соседней Шарджей. В 1910 году Дубай представлял собой портовый городок с 10 тыс. жителей, занимающий площадь 3 км на 1 км.
Разительные перемены произошли в эмирате после того, как в 1966 году здесь была обнаружена нефть, хотя и не в таких количествах, как в эмирате Абу-Даби. По расчетам специалистов, нефти в Дубай хватит до 2010 года. Наверно именно ограниченность ее запасов заставляет правителей Дубай экономно и разумно использовать полученные от нефтедобычи средства, и развивать другие сектора экономики: туризм, промышленность и торговлю.
Дубай торгует с 140 странами мира, многие транснациональные компании используют Дубай как перевалочную базу между Востоком и Западом. В Дубай открыта свободная экономическая зона Джебель-Али. Ежегодные дубайские торговые фестивали DUBAI SHOPPING FESTIVAL привлекают людей со всех стран мира.
Еще в 1980 году Дубай не имел полноценного аэропорта. Здесь функционировал лишь небольшой аэродром, принимавший 3 рейса в неделю Британских Королевских авиалиний. Аэропорт Дубай сегодня - это два великолепных терминала, построенных по последнему слову техники, которые принимают около 10 млн. пассажиров ежегодно. Усилия правителя Дубай, шейха Мактума, привели к заметным экономическим результатам: уже сейчас доля доходов от добычи нефти в Дубай составляет всего 12 процентов ВВП, в то время, как туризм приносит национальной экономике свыше 20 процентов.