Тридцать лет назад фильм режиссера Джорджа Лукаса «Звездные войны» положил начало фантастическому миру героев кинофильма. Сегодня по его следам идет последний фильм Джеймса Кэмерона «Аватар», успех которого должен перекрыть как «Звездные войны», так и «Титаник» – предыдущий хит режиссера.
Премьера еще идет, хотя конец уже не за горами, а сборы по всему миру заставляют искренне удивляться.
Небольшая статистика: Бюджет: $230 000 000 Сборы в США $352 111 000 Сборы в мире $666 700 000 Итого $1 018 811 000
Вашему вниманию представлено интервью с Джеймсом Кэмероном.
В свое время «Титаник» был самым дорогим в производстве фильмом и смог завоевать зрительскую любовь по всему миру. «Аватар» — еще дороже. Что, по-вашему, может позволить и ему завоевать любовь зрителей?
Ну, начнем с того, что «Титаник» и «Аватар» — довольно отличаются друг от друга. У них разные цели, разные методы повествования, но мне кажется, я только сейчас понял, почему «Титаник» оказался успешным в финансовом плане. Мы вообще не предполагали, что он будет успешен, более того, мы думали, что на нём кучу денег потеряем из-за превышения бюджета. Потратили сотню миллионов, но нужно еще столько же — а, пофиг, все равно уже потратили кучу денег, и вопрос уже был в том, потеряем мы только 50 миллионов или больше. И когда фильм оказался феноменально успешным, все были в шоке. И уже годы спустя, стало понятно, что фильм показывал какие-то универсальные чувства, общие на всех людей всех культур во всем мире. Он был фильмом №1 в Китае, во Франции, в Афганистане... Знаете, даже участники второй талибской войны делали себе прически, как у Леонардо в «Титанике»! Весь мир принял фильм. И мы поняли, что сработало то, что все на свете влюбляются, все умирают, каждый в жизни наверняка переживал чувство утраты… И фильм, очевидно, как раз затронул все эти струны. Получится ли то же самое у «Аватара» — не знаю.
Вам не кажется, что фильм могут назвать старомодным и неактуальным?
Думаю, это ничего, что фильм в некотором роде не злободневен и отчасти старомоден. По-моему, это актуальность — как раз необязательное условие для фильма. Некоторые картины появляются в нужное время, но потом о них все забывают. Мне кажется, универсальное кино на все времена должно выходить за границы конкретного времени и не быть привязанным к какому-то моменту. Именно поэтому мне нравится снимать фантастику, где все действие происходит в будущем, или исторические фильмы, действие которых — в прошлом. Теоретически «Аватар» может быть актуальным и через пять, и через пятнадцать лет, так же, как он мог бы прийтись к месту и пятнадцать лет назад, но в то время вопросы экологии не казались особенно важными. Сейчас мы знаем больше о глобальном потеплении, да и у научного сообщества другие позиции, но наличие проблемы, какой она была 15 лет назад, и какой она остается сейчас, — это факт, который мы не можем отрицать. Но я понял, что вы имели ввиду, что стилистически фильм сделан по классическим шаблонам. Это верно. И еще пока не понятно, как его примут люди. Но, думаю, что нет ничего страшного в том, чтобы использовать клише или классические приемы.
А что вы сами думаете о фильме?
Фильм целиком я увидел только на первом закрытом показе для съемочной группы. Из тех, кто в проекте не участвовал, там были только Арнольд Шварценеггер с Марией Шрайвер и Стивен Спилберг, да и то, только потому, что мы с ними всеми дружим. После показа Мария пришла меня обнимать, за ней тоже самое проделал Стивен… Это было очень трогательно. До этого я, конечно, каждый кадр «Аватара» видел тысячи раз, знаете, как художник, который рисует большую картину и все время находится слишком близко и не видит полотна целиком. И вот тогда как раз настал момент, когда нужно было уже отступить назад и посмотреть на то, что получилось...
Вообще, мне самому понравилось. Я переживал за остальных, но когда увидел, что с одной стороны Сигурни что-то радостно кричит, а с другой — хохочет Сэм, я успокоился: если им нравится, значит, может, фильм и вправду получился неплохим. Знаете, это был, наверное, первый просмотр моего собственного фильма, на котором я отлично провел время.
Интервью с Сэмом Уортингтоном
Буквально за год Сэм Уортингтон из малоизвестного широкой публике австралийского актера превратился в голливудскую звезду. При его участии создавались два долгожданных проекта: «Терминатор: Да придет спаситель» и «Аватар» Джеймса Кэмерона. В связи с промо-туром второго фильма Сэм посетил Москву, где КиноПоиск и встретился с ним один на один:
Во время подготовки к работе над ролью актеры часто читают какие-то подходящие книги, смотрят фильмы, изучают сценарии лент прошлого. Но тут ты играешь то морпеха из будущего, то трехметрового, хвостатого, синекожего инопланетянина — мягко говоря, нечастого персонажа в кино. Что ты читал или смотрел для этой роли?
Не читал я никаких книг. И фильмов никаких специально не смотрел. Все, что я делал, так это проводил много времени со своим племянником и внимательно за ним наблюдал. Ему семь лет, он очень храбрый, очень любознательный и у него во многом более широкий, открытый взгляд на мир. Так что все, что мне нужно было для роли Джейка Салли, я нашел в нем и у него научился...
И это все?!
Типа того. Вообще-то, этого уже более, чем достаточно. К тому же, немало ответов на разные возможные вопросы к роли, к образу Джейка или его взаимодействию с На'ви, было уже в сценарии. Все остальное проявляется во время работы, уже на съемочной площадке. Обычно я просто пытаюсь нащупать суть персонажа, а потом просто следую за ним туда, куда он меня приведет...
А ты заметил, что с Аватаром связана пара забавных совпадений? Вот Зои Салдана во второй раз в этом году влюблена в инопланетянина с острыми ушками, но это так, шутка... Зато ты во второй раз играешь такого персонажа, который является лишь наполовину человеком... Но в котором к финалу оказывается гораздо больше человеческого, чем в других людях.
Ну да (ха-ха), ты прав, похоже у меня действительно в этом году такая тема нарисовалась. Слушай, мне она нравится. Этакий вопрос дуализма человеческого, его двойственной сути. В «Аватаре» я наполовину инопланетянин, в «Терминаторе» робот... А в «Битве Титанов» играю полубога. Видимо, это что-то, в чем я сам внутренне пытаюсь разобраться – поэтому и выбираю такие роли, такие сценарии. Может быть даже подсознательно. Поэтому они так привлекательны для меня. Даже в фильме «Долг», который в следующем году тоже должен выйти (вроде), я играю агента МОССАД'а, который выдает себя за немецкого ученого — так что там тоже есть эта «половинчатость». Мне ж сейчас тридцать три — я между поколением двадцати- и сорокалетних — наверно это кризис среднего возраста какой-то: то, каким я был в двадцать, радикально отличается от того, каким я стал сейчас. До сих пор пытаюсь разобраться в себе, похоже. Особенно в том, что касается дел сердечных...
(Тут Сэм понимает, что начал заходить в тему, о которой не принято особенно распространяться в беседах с журналистами, так что он вовремя спохватывается и находит хороший «мост», чтоб вернуться к «Аватару»).
Ну а экшн-блокбастеры, где мне сейчас довелось сниматься, они ведь важны не только с точки зрения спецэффектов и 3D, а в том, что касается человеческих взаимоотношений, чувств. Зрители ведь должны проникнуться к какому-то герою кинофильма настоящей симпатией, почувствовать его. Поверить, что именно он сможет их защитить. И что они сами станут защищать его. Для меня очень важно добиться именно этого, чтоб в зале все испытывали именно такие чувства по отношению к моему герою.
Совсем недавно ты снимался все больше в независимых и небольших проектах, а тут у тебя выходит сразу два блокбастера в течение полугода, да ты еще и главные роли в них играешь. Как ты пережил такое перевоплощение? Почувствовал ли ты себя новым человеком?
Неа, пока что-то не чувствую, чтоб во мне рос какой-то новый человек. Не думаю, что я существенно изменился. У меня нет свиты, нет телохранителей... Ты не берешь у меня интервью в то время, как я возлежу на кровати, усыпанной лепестками роз, подобно Мэрайе Кэри какой-нибудь. Я пытаюсь оставаться нормальным (ха-ха). У меня очень необычная работа, поэтому жизнь вне ее — вполне обычная как раз. Я пью пиво, стираю носки – всякие такие нормальные штуки делаю. Моя жизнь не особенно-то меняется. Я снимаюсь в больших проектах, которые и сам бы очень хотел бы посмотреть в кино. С удовольствием сходил бы сам по себе и на «Аватар», и на «Терминатор». Я пытаюсь себя немного «заземлять», а то ведь когда проектов становится все больше, и сами они становятся все масштабнее, у некоторых сносит от этого крышу. Я так говорю «Пусть мир меняется, а ты оставайся собой!». Простая философия, но довольно эффективная.
А вот...
Ха, еще пара тройка таких проектов — и через год мы с тобой опять встретимся, и я такой «Отвали, даже не смотри на меня, я суперзвезда!». (смеется) Если так и случится — официально разрешаю тебе двинуть мне тогда в челюсть.
В журнале Empire как-то писали, что когда по сюжету тебе нужно было взаимодействовать с этими фантастическими животными — со змееволками, например – тебе на съемках приходилось справляться силами собственного воображения и работать на площадке одному...
Да ты что! Вообще нет! Эти змееволки... Там были ребята с такими спортивными сумками большими! Значит, волки как-будто должны были меня атаковать, а я должен был отбиваться факелом — вот в эти сумки им и тыкал, по ним и бил. А парни такие «Гав-гав-гав!» на меня. А когда меня преследовал Танатор — это уже были другие люди, и они прямо на самом деле пытались меня схватить! И приходилось на самом деле от них быстро убегать — они же тоже бежали на меня с грозными лицами и громкими воплями. «А-а-а-а!». Ну а когда мы изображали полеты на Икранах — то залезали на такие специально сконструированные штуки. Ничего там не надо было даже воображать. Лошади вообще были самыми настоящими лошадьми!
Похоже на какую-то прям игровую площадку...
Да дурдом! Ощущение такое, как будто тебе пять лет, ты играешь в игры с утра до вечера и относишься к ним так серьезно. А когда режиссер кричит «Снято!», ты останавливаешься, оглядываешься и видишь шестерых забегавшихся мужиков со спортивными сумками, от которых ты только что отмахивался палкой... Поневоле задумаешься, насколько это, конечно, по-дурацки выглядит... Животных воображать не приходится, но нужно включать воображение на полную, чтоб поверить в реальность и важность этих, на первый взгляд, странных вещей. Ведь это твоя работа – так и делается кино...
А, кстати, даже эти споры священного дерева — на съемках их «играли» мыльные пузыри. Они постоянно лопались, конечно, но все равно нужно было как будто отмахиваться от них и искренне им удивляться. Нельзя играть в пустом помещении – это ерунда. Актерская игра подразумевает реакцию (acting means reacting). Всегда должно что-то быть, нельзя ограничиться воображением.
А в «Терминаторе» как было? Все эти железки...
Там, например, за нами гонялись настоящие мотоциклисты. В сценах со «Жнецом» я потребовал чтоб его как-то обозначили в небе сигнальными огнями, чтоб было понятно хотя бы насколько он здоровый. В «Битве Титанов» я как будто дрался со скорпионом, но не стану же я драться с воздухом, так что против меня выставили парней в зеленых комбинезонах и дали мне почти настоящий меч. Как я люблю говаривать: «Актерство — это воплощение действительности в выдуманных обстоятельствах». Хочу добиться стопроцентного ощущения реальности в совершенно фантастической среде.
Спасибо тебе за это! Пока что у тебя отлично получается!