В русском нет адекватного перевода слова «тентпол» tentpole. В кино этот термин отвечает за проект, в который вложены огромные деньги и сопровождающийся крупной рекламной компанией. Он призван поддерживать на плаву студию (или телеканал), даже если другие проекты оказываются провальными.
В последнее время студии обернулись к тентполам, как никогда, заполняя свои графики релизов фильмами о супергероях, фантастическими боевиками и даже возвращениями «Индианы Джонса» и «Крепкого орешка». До тех пор, пока эти проекты моментально узнаются, легко продвигаются и привлекают повышенное внимание на Comic-Con, они своеобразный «верняк» для студии. Средние картины выбрасываются на обочину проката. Однако бывают и исключения. Мало кто ожидал успеха от первых комедий Джудда Апатоу, феномена «Страстей Христовых», «Паранормального явления» или «Мальчишника в Вегасе». В связи с этим студии готовы пересмотреть своё отношение к скромным проектам: в Голливуде не бывает незыблемых правил.
К примеру, одним из самых неожиданных успешных жанров стали ужасы а-ля «Пила». Фильм моментально стал франшизой, а другие студии стали снимать похожие картины.
Восход и закат спецподразделений
Студии перенаправляли фильмы, которые могут стать обладателями серьёзных кинопремий, в свои спецподразделения. Конгломераты считали, что они способны лучше создавать предоскаровский шум, нежели заманивать широкие зрительские массы. Правда, этот постулат нарушили фильмы «Птицы 2: Путешествие на край света», «Джуно» и «Маленькая мисс Счастье».
Однако по мере роста бюджетов фильмов, снимающихся на «независимых» ответвлениях крупных студий, их производство становилось невыгодным. Стоимость фильмов приближалась к средним голливудским проектам, а студии пытались хоть как-то скостить суммы, которые тратятся на блокбастеры. Поэтому спецподразделения стали урезать как по деньгам, так и по сотрудникам, а то и вообще закрывать. Paramount Vantage, выпустившая «Старикам тут не место», дышит на ладан, Warner Independent уже не существует, а Miramax уже давно не похожа на себя в молодости.
На сегодняшний день выжили только три «независимых» подразделения крупных студий: Focus Features от Universal, Fox Searchlight и Sony Pictures Classics. Следующим шагом стал запуск «микробюджетного» подразделения, решение о котором недавно приняли на Paramount. Студия планирует продюсировать по 20 фильмов в год с бюджетом не больше 100 000 долларов.
Нравится фильм? Смотри дома!
Когда-то казалось, что студии буквально печатают деньги. Особенно, когда продажи DVD достигли $24 миллиардов в 2006 году. Ещё никогда Голливуд не был настолько зависим от продавцов, к примеру крупные сети вроде Wal-mart внезапно получили право голоса. Правда, ненадолго: бизнес по продаже DVD начал постепенно сдуваться. В прошлом году он принёс студиям $21,6 миллиарда, а за уходящий год прибыли снизились ещё на 13 процентов.
Ожидается, что цифры продаж будут снижаться и дальше. Студии реагируют на этот факт и разворачиваются лицом в сторону услуги video-on-demand – видео по требованию. У него есть будущее, учитывая, что студии начали сокращать окна между кинопрокатным релизом и выпуском на домашнем видео. Разумеется, кинотеатры от этого не в восторге.
Для кого выгоднее снимать кино? Для подростков? Для молодых мужчин? Оба ответа неверные — у Голливуда новое увлечение: женщины и дети. Почему кинотеатры противятся стандарту 3D? Правда ли, что он настолько популярный? И о чём умалчивает Variety?
Женщины тоже любят кино
Бытовало мнение, что основная аудитория, покупающая билет на голливудский фильм, это мужчины в возрасте от 13 до 35 лет. Они принимают решение при выборе фильма и ведут на него семью, если таковая имеется. Это мнение держалось довольно долго, причём основываясь на нём, студии запускали в производство боевики, сомнительные комедии и ужастики в большом количестве.
Но потом случилось неожиданное. Женщины оккупировали кинотеатры на фильмах «Дьявол носит «Прада», «Секс в большом городе», «Мамма Мия» и на недавнем «Предложении». Оказалось, что слабый пол может сделать сильную кассу — у студийных боссов перевернулся мир.
Особенно сильно хруст от переворота слышался в тот день, когда пришли данные от сборов малобюджетного фильма «Сумерки». Фильм почти окупился в первый же уикенд проката, собрав почти 70 миллионов долларов. В кино бежали в основном молодые барышни, но не только — экранизация романа Стефани Майер привлекла и их матерей.
Оказалось также, что Голливуд недооценивает афро-американок: они с удовольствием ходили на комедии Тайлера Перри, а студия Disney в этом году выпустила свой первый фильм, где главная героиня — чёрная девушка.
Игрушки для больших мальчиков
Кроме женщин, новой целевой аудиторией Голливуда стал 10-летний мальчик. Очередная одержимость студий — постановка фильмов по знаменитым игрушкам, будь то куклы Солдат Джо, Трансформеры, Барби или настольные игры типа «Морского боя». Первыми в струю попали Disney, превратив аттрацион «Пираты Карибского моря» в золотую жилу. Успех фильма Майкла Бэя закрепил желание голливудских боссов скупить права на все возможные игры, вплоть до гадальной доски. Если ещё у кого-то осталась шутка про экранизацию «Тетриса», с ней надо быть поаккуратнее — десять лет назад так шутили про «Монополию», а теперь фильм по ней может снять Ридли Скотт.
Объёмное будущее
Если раньше покупка оборудования для демонстрации кино в формате 3D была затратной для любого кинотеатра, то теперь это жизненная необходимость. За последние годы стандарт приобрёл серьёзных поклонников в Голливуде: Джеффри Катценберг, Роберт Земекис и Джеймс Кэмерон в унисон пророчат кинематографу объёмное будущее. Оно призвано привлечь зрителей в мультиплексы. Самой расторопной оказалась студия Disney, выпустившая в 3D фильмов больше, чем любая другая студия.
В прошлом году американцы заплатили за просмотр фильмов в 3D 307 миллионов долларов, а в этом уже 1,3 миллиарда долларов. Стоит отметить, что в эту сумму пока не входят достижения «Аватара». Конечно, высокие сборы фильмов в 3D обеспечиваются не сколько количеством зрителей, сколько завышенными ценами на билет. Но желающих посмотреть на объёмное изображение не пугает необходимость платить в два раза больше.
И всё же переоборудование кинотеатров под новомодный стандарт остаётся очень дорогим удовольствием. Владельцы ропщут и требуют у студий помощи. Студии, в свою очередь, заявляют свои новые тентполы в 3D — в частности, в этом году таковым был «Аватар». Если «Рождественская история» пошла на 1800 3D-экранах в США, то фильм Кэмерона является самым широким на сегодняшний день релизом в 3D: на родине его показывают 2000 экранов, а за границей ещё 5000.
И о наболевшем
Статья в Variety, на которую мы опирались при создании этого материала, стыдливо умалчивает о главной тенденции в дистрибуции кино. В 2001 году случилось страшное: появился пиринговый сетевой протокол BitTorrent, позволяющий обмениваться файлами через интернет. Поскольку скорость передачи данных невероятно повысилась, сетевое пиратство расцвело пышным цветом. Если утром в канадском кинотеатре была сделана экранка, вечером фильм уже появлялся на лотках в Китае.
Студии бьют тревогу и призывают сайты, на которых сосредоточены ссылки на торренты с фильмами, к ответу. Иногда им это удаётся — недавно был закрыт один из крупнейших торрент-сайтов Mininova. В феврале этого года начался судебный процесс над создателями сайта Pirate Bay. Обвиняемых признали виновными, но те собираются обжаловать приговор. Голливуд пока не знает, что делать с многочисленными файлообменниками, но вскоре придумает ответ.
Чем ознаменуется очередное столетие для кинематографа? Выживет ли стандарт 3D? Сколько времени продержится Blu-Ray? Выживет ли New Line и за сколько продадут MGM? Всё это мы узнаем через 10 лет, а то и быстрее.