В своем исследовании ученые объясняют, почему она способна влиять на человеческие эмоции. Биологи применили математический подход. Их интересовали наиболее распространенные последовательности полутонов и тонов, из которых состоят классические и народные мелодии.
Ученые провели компьютерный анализ этих элементов. Оказалось, что по звуковысотным характеристикам такие последовательности напоминают человеческую речь. Они пригласили в свою лабораторию группу добровольцев и раздали им короткие тексты. Их нужно было прочитать как можно более эмоционально. Одни подопытные должны были изобразить в своем голосе радость. Другие — самое настоящее горе.
Биологи собрали большую коллекцию таких монологов, а затем попытались отыскать для человеческих эмоций музыкальный эквивалент. Они проанализировали около тысячи музыкальных произведений самых разных жанров.
Часть из них была написана в мажорном ладу — давно известно, что такие мелодии человек воспринимает как веселые. Теперь биологи способны объяснить почему: написанные в мажоре произведения по звуковому спектру напоминали радостную человеческую речь. А вот построенные в минорном ладу грустные мелодии походили на печальные монологи участников эксперимента.
Один из авторов работы Камраан Гилл: - В ходе эволюции люди приобрели способность точно определять эмоциональное состояние человека по его интонациям. На этом свойстве нашего восприятия основана и музыка.
Подопытные биологов произносили свои монологи на английском языке. Но авторы работы считают, что их выводы можно точно так же распространить и на другие культуры. Они утверждают, что радость и грусть выражается с помощью одинаковых интонаций практически на всех языках.
Знакомые каждому названия нотной гаммы — от «до» до «си» — были в XI веке введены в обиход монахом-бенедиктинцем Гвидо Д`Ареццо и обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю. В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса: «Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»:
UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum SOLve polluti LAbii reatum Sancte Ioannes.
Первая нота «ут» изменила свое название на более благозвучное «до» в XVII веке, последняя же, «си», хоть и не вполне согласуется с первым слогом имени святого, но так удобнее петь.
Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь.